RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 4(40)2005 » Урок № 3. Курт Амслер (мастер-класс подводной цифровой фотографии)

Просмотров: 6 642
Об авторе
Автор статьи:

Урок № 3. Курт Амслер (мастер-класс подводной цифровой фотографии)

Вспышка. Случалось ли вам видеть на подводных фотографиях все красочное разнообразие подводного мира? Очень часто это заслуга искусственного света, который использует подводный фотограф для цветовой проработки своих снимков. Почти всегда для этих целей применяется свет электронных блицев. Я хочу ввести вас в мир правильной подводной съемки и научить работе со вспышкой. Зная несколько простых приемов и правил, даже новички в фотоделе сумеют получить прекрасные снимки с отлично подобранным светом.

Я не хочу останавливаться здесь на конкретных изделиях или моделях – скорее мы разберем те приемы, которые следует использовать при работе с подводной вспышкой. Вначале о самом важном: вспышка и соединенная с ней рукоятка вспышки должны быть такими, чтобы иметь в воде нейтральную плавучесть. Только тогда ныряльщик может в любой позиции без напряжения и в парящем положении сделать хорошие снимки. Особенно при съемках широкоугольным объективом, когда необходимы длинные штанги-рукоятки вспышки. Тяжелые осветительные приспособления могут сильно затруднить работу.

Чем больше угол изображения, тем дальше от камеры должна располагаться вспышка. Пра-
вильное расположение вспышки при широко-
угольной съемке — строго по вертикали, проходящей через камеру, при расстоянии
по крайней мере 80 см.

Питание современных вспышек в основном идет от обычных батарей. Наш совет: используйте заряжаемые аккумуляторы с емкостью 2000 мАч, причем лучше иметь при себе комплект из двух, что поможет их быстро сменить.

 

Не всегда необходима очень большая величина мощности вспышки, поскольку большая мощность часто вместо преимуществ дает отрицательные эффекты (при сильном свете небольшие взвешенные в воде частицы отражают свет назад и на снимке появляются неприятные белые пятна). Тот, кто верит, что сильное освещение позволит получить не искаженные по цвету снимки отдаленных объектов, тот не считается с законами физики. Не забывайте, что красная составляющая света может в воде проходить не более трех метров, что соответствует съемке с расстояния 1,5 метра!

«Скромностью» называется то волшебное слово, которое позволяет получать широкоугольные снимки с прекрасным голубым задним фоном и перспективой. Для этого достаточно пользоваться небольшими импульсными приборами, которые имеют угол освещения 100 градусов и ведущее число от 8 до 11 при пленке 100 АSA. Кроме того, такие вспышки прекрасно себя показывают при крупных планах и при макрофотографии.

Из-за преломления света под водой все объекты кажутся расположенными ближе и больше, чем в действительности. Самая частая ошибка: вспышка располагается на кажущемся расстоянии от объекта, а не на истинном. Из-за этого освещается слишком большой слой воды между камерой и объектом, что приводит к известным явлениям — диффузии и отражению от взвешенных в воде частиц. Здесь действует правило: распо-
лагайте вспышку дальше кажущегося расстояния до объекта или монтируйте на вспышке небольшую лампочку в качестве «прицела».

Ручная или TTL-техника. Одни хранят верность автоматической дозировке света, другие полностью отвергают это и работают только вручную. Каждый подводный фотограф должен хорошо понимать и использовать оба подхода.

Давайте начнем с TTL-вспышек. Здесь отраженный объектом свет измеряется датчиком, расположенным внутри фотокамеры позади объектива. При этом электронная система регулирует мощность вспышки в зависимости от чувствительности пленки или ССD-носителя. Нельзя при этом выходить за рабочий диапазон съемки, что может привести к завышению или занижению освещенности снимка. Теперь о недостатках: поскольку датчик освещенности не знает, приходит ли свет от главного объекта или от лежащего переднего плана, то можно получить ошибочные значения освещенности. Особенно часто это случается, когда вспышка неверно ориентирована или светит по диагонали со стороны. Когда вы работаете в толще воды, то ошибочная освещенность «запрограммирована» заранее. Если объект съемки не покрывает по крайней мере 60% всего снимка, то неверно измеренный свет заставляет работать вспышку с полной мощностью, что приводит к переэкспонированию объекта.

Резюме: при крупных планах и при макрофотографии, когда расстояние до объекта не превышает 1 м, TTL-вспышки позволяют работать без проблем и их можно использовать во всех ситуациях.

Ручные вспышки используются прежде всего при съемке широкоугольным объективом. Все это не намного сложнее: здесь требуется только при каждом изменении расстояния до объекта вводить корректировку диафрагмы. Фотограф должен также знать, какую диафрагму следует поставить при определенном расстоянии до объекта, что можно выяснить из таблиц, предоставленных изготовителем оборудования.

Использование ручных вспышек у профессионалов никогда не выходило из моды, и сегодня, в век цифровой фотографии, оно снова актуально. Это связано в основном с технической стороной, так как TTL-датчик цифровых камер реагирует на ранее посланный свет, а не на отраженный свет собственно вспышки. По этой причине управление внешними вспышками-амфибиями проводится, как правило, только вручную. Использование точной цифровой вспышки возможно только когда соответствующая камере системная вспышка располагается в водонепроницаемом корпусе-боксе.

При использовании вспышки большинство фотографов забывают о естественном свете. При макрофотографии это не оказывает влияния, но при широкоугольной съемке смешанное освещение помогает получить более качественные снимки.

Использование дальнего света в тумане дает такой же эффект, как работа под водой со вспышкой при максимальной мощности.
Здесь действует правило: чем больше мутность воды, тем меньше должна быть мощность вспышки.

При ручном управлении вспышкой фотограф не полагается на случай, он может, несмотря на помехи и влияние переднего плана, правильно осветить главный объект. При использовании двух вспышек можно обеспечить раздельную освещенность. Вот вам пример: одна вспышка при половинной нагрузке дает освещение переднего плана, а вторая при полной нагрузке дает освещенность объекта на заднем плане.

Большое преимущество дает так называемый bracketing (экспозиционная вилка). При этом делают три снимка объекта, и диафрагма подправляется от основного значения на полступени-ступень вверх и вниз. На 100 процентов вы получите из трех снимков один с идеальной освещенностью. В мутной воде мощность вспышки можно с полной уверенностью уменьшить до половины или даже еще ниже. Как результат вы получаете на снимке гораздо меньше взвешенных частиц.

Почти все вспышки снабжены белым диффузором. Он помогает сделать жесткий свет вспышки мягче и «теплее». При съемке людей с коротких дистанций он делает оттенок кожи более естественным, а в мутной воде он ослабляет обратное отражение света взвешенными в воде частицами. Внимание: диффузор «проглатывает» ступень диафрагмы и его не следует использовать при макрофотографии, иначе краски сдвигаются в оранжевую часть спектра.

Чтобы с удобством работать во всех ситуациях, вы должны придать UW-вспышке в воде нейтральную плавучесть.

Расположение вспышки. Чем больше угол изображения, тем дальше должна располагаться вспышка от камеры. Поэтому при макросъемке вспышка монтируется почти около объектива (см. соответствующие фото), при съемке с нормальным фокусным расстоянием достаточно удаление в 30 см, а при широкоугольной съемке и для объектива fisheye требуется расстояние 80 см и более. При этом важнейшую роль имеет расположение вспышки. Наш совет: используйте легкую двухсекционную рукоятку (Arm) с шаровыми шарнирами.

В общем случае фронтальное расположение вспышки представляется наилучшим, а при TTL-фотографии наиболее надежным, так как в этом случае свет равномерно распределяется по объекту съемки. При макрофотографии и крупных планах все проходит без проблем. Но чем больше угол изображения, тем меньше свободного пространства имеет фотограф для расположения вспышки. Здесь вспышка должна монтироваться строго на вертикальной оси, т.е. над камерой. При работе с двумя вспышками они должны располагаться точно на горизонтальной оси! Вспышка должна точно располагаться по этой линии, чтобы световые лучи проходили наибольший путь перед тем как они попадут в поле зрения. На эти обстоятельства фотографы часто не обращают внимания. И вот вам результат: неравномерная освещенность объектов, обратное отражение от взвешенных в воде частиц и ошибочное освещение при работе с TTL-техникой. Но без паники, в нашей фотошколе мы еще раз обсудим правильное расположение вспышки при использовании всевозможной фототехники.

* * *

И еще несколько советов. Чем толще слой воды между камерой и объектом съемки, тем «холоднее» становится объект на снимке. В этом причина, почему широкоугольные вспышки показывают более низкие спектральные температуры (около 5000° Кельвина). Микровспышки точно воспроизводят краски солнечного света, при спектральной температуре 5600° Кельвина. Таким образом, широкоугольные вспышки оказываются слишком «теплыми» для макрофотографии! Выход: используйте специальные макровспышки (например, SEA & SEA «YS-30») или наклейте перед вспышкой слегка голубоватую пленку.

При работе с TTL-вспышками в свободной воде элегантная акула или брюхо манты будут пересвечены, в голубой воде возникнут белые пятна и весь снимок окажется немного размытым. В таких ситуациях правильным было бы использование вспышки с ручным управлением и уменьшенной мощностью.

В конце дня штекер вспышки следует хорошо почистить. Следите, чтобы на контакты вспышки не попадало ни капли соленой воды – штекер всегда вытаскивайте по направлению вниз! Мы советуем также регулярно протирать контакты спиртом.

* * *

Текст и фото: Kurt Amsler
Перевод: Семен Левиков

Архивная статья из № 4 (40) за 2005 г.

Рубрики: 4(40)2005, Архив, Мастер-класс, Фото/Видео

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111