RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » Фото/Видео » Мастер-класс » Живопись под водой и льдами

Просмотров: 4 499
Об авторе
Фоторедактор журнала "Октопус"

Живопись под водой и льдами

Ещё в 60-е годы прошлого века сподвижник знаменитого Ж.-И. Кусто Андре Лабан как-то взял с собой на очередное погружение мольберт и масляные краски, «влив» тем самым «свежую струю» в классическую живопись.Конечно же, он не был первопроходцем в этом жанре, попытки рисовать под водой, используя водолазное снаряжение, предпринимались и раньше не раз (об этом мы расскажем Вам в других публикациях). Но именно Лабану удалось привлечь внимание широкой общественности к своему необычному творчеству. Многочисленные работы, написанные Андре (кстати, «корни» у него почти наши, отечественные, предки его перебрались во Францию из Украины) непосредственно под водой, ныне украшают стены многих музеев и частных собраний. Живопись подводная приобрела популярность и поклонников, появились последователи у знаменитого француза и на постсоветском пространстве, в частности на Украине и в России. В феврале 2011 года на базе киевского дайв-центра «Катран» была зарегистрирована первая в мире школа подводной живописи «ART GALLERY KATRAN».

Фото: Александр Аристархов

По инициативе школы небезызвестная организация PADI зарегистрировала обучающий курс PADI UNDERWATER PAINTING DIVER, по окончании которого студенту выдается сертификат подводного художника. К настоящему времени обучение в школе прошли более 30 человек. Основные занятия по живописи проходят в Крыму (пос. Мисхор) в летнем лагере дайв-клуба «Катран», на базе санатория «Ай-Петри». Также школой проводятся регулярные поездки в Египет на Красное море, где проходят занятия и мастер-классы.

Одним из основных правил подводной живописи является нахождение художника непосредственно в воде (в бассейне, море или озере) и изображение видимого объекта с натуры. Рисование только с натуры является основным поводом для вхождения человека с мольбертом в водную стихию. Также, желательно, чтобы созданная под водой работа (несмотря на короткое время) была приблизительно закончена, хотя бы на 80-90% (оставшееся можно по желанию дописать на поверхности). В идеальном варианте подводная работа должна быть полностью создана под водой! К сожалению, это не всегда возможно ввиду специфики самого места для «пленэра», ведь вода по-прежнему чуждая среда для человека.

Художники, серьёзно дописывающие, а то и переписывающие полностью свои работы на поверхности, дискредитируют само понятие — живопись под водой, и лишают всякого смысла свои проделанные усилия. Стоит также уточнить еще и правильную характеристику подводным работам: поскольку у художника времени на работу мало (от 30-ти до 70-ти минут, и это зависит от количества воздуха в баллоне, глубины, объема легких и частоты дыхания), то эти произведения нельзя называть картинами – правильнее назвать это этюдами, написанными под водой. Этюды — это не обязательно что-то незаконченное, «сырое». В большинстве случаев этюды выглядят весьма завершено, а в их недосказанности есть своя свежесть и живая эмоциональность. В этом и есть основное качество и стремление подводных художников — передать чувственное переживание и неповторимые мгновения! Подводные этюды наполнены эмоциями художника, и, возможно, даже передают колебания энергетики воды, «дыхание» самого Моря. Субмаринизм — это совершенно новое направление в искусстве, ведь искусство, как известно, никогда не стоит на месте.

Фото: Александр Аристархов

Живопись под водой интересна не только самим процессом создания, но еще имеет и определённое исследовательское значение. Свойства воды во многом отличаются от воздушных, и эти законы света и цвета в изобразительном искусстве не изучены вовсе. Вода в 800 раз плотнее воздуха, и солнечный свет, попадая в нее, ведет себя совсем по-иному. Оптические свойства воды заставляют свет работать по законам линзы, а не привычной нам воздушной призмы. Самым интересным из оптических свойств водной среды является наличие синего спектра поглощения света. То есть вода действует по принципу фильтра синего цвета, пропускающего лучи только этого цвета. То есть, чем глубже, тем меньше видно теплых цветов и тем больше они искажаются в синюю сторону. Например, желтый цвет на глубине 10 метров выглядит зеленым, зеленый же выглядит как синий, а красный выглядит темно-коричневым и т.д. Художнику приходится учитывать все эти визуальные изменения цветов, чтобы достоверно передать состояние цвета на глубине. Часто цвет воды имеет и зеленую составляющую, что связано с наличием в её толщи живого и мёртвого фитопланктона, в результате получается бирюзовый или зеленый цвет воды. Вообще, цвет воды зависит от многих составляющих (времени суток, характера дна, концентрации взвеси, растворённых веществ и т.д.) и он неповторим.

Сегодня уже многие энтузиасты рисуют под водой. Но вот рисовать ещё и подо льдом никому, кажется, доселе не приходило в голову. Впрочем, прошедшей зимой дайв-центр «Полярный Круг», что на Белом море, посетил один из энтузиастов подводной живописи, художник из Санкт-Петербурга Денис Лотарёв (кстати, преподаватель школы «ART GALLERY KATRAN»). Он и устранил этот пробел в практике необычного искусства. Вот его впечатления от своих упражнений под ледовым панцирем Белого моря.

«Уже пятый год я занимаюсь интересной деятельностью — пишу свои этюды под водой. В этот раз мое творчество привело меня на Русский Север в сказочно красивый подводный мир Белого моря. При поддержке команды дайв-центра «Полярный круг» удалось осуществить задуманное. Я написал семь этюдов подо льдом при температуре воды -1,5 -2 градуса.

Изначально моей целью не было установить рекорд, или стать первым художником, написавшим лед под водой. Эта идея родилась несколько лет назад в мастерской, когда я решил написать большие полотна с изображением торосного льда под водой. Но как можно достоверно и искренне написать то, что не видел своими глазами? Конечно, я понимал, что условия такого «пленэра» будут экстремальными — это и холодная вода, и ограничение во времени, а самое неудобное — это толстые трехпалые перчатки, в которых не чувствуешь инструмента. Было потрачено много времени на подготовку. Но все это становится не важным, когда перед тобой открывается красота, скрытая под ледяным панцирем. Я вспоминаю древние скалы с россыпью живущих на них белых и розовых анемонов. Вспоминаю песчаное дно с морскими звездами, асцидиями и ламинариями. И, конечно же, фантастически красивый торосный лед желтого цвета в «Бухте биофильтров». Я там был! И все эти яркие моменты останутся со мной навсегда».

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

Фото: Александр Аристархов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст: Денис Лотарёв, Александр Аристархов

 

Читать все статьи…

Рубрики: Мастер-класс, Фото/Видео

Метки: , , , , , , , , , ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111