RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 6(54)2007 » Трассировка шлангов

Просмотров: 13 279
Об авторе
Автор статьи:

Трассировка шлангов

Архивная статья из № 6 (54) за 2007 г.

Это сугубо субъективное мнение о способе размещения шлангов, хотя я знаю много людей, которые разделяют подобный взгляд на эту проблему. Эта статья не является руководством к действию, она всего лишь дает пищу для размышлений дайверам, начинающим погружения со спаркой.

Основные справа, запасные слева. Именно так и никак иначе считаю правильным размещать шланги на стойках спарки. Разберемся подробнее. От правой стойки (та, которая у правого плеча) отходит длинный шланг основного регулятора и шланг поддува компенсатора, от левой – шланг запасного регулятора, манометр и опционально шланг поддува сухого костюма. Что нам дает такой способ расположения? Прежде всего, мы дышим из регулятора на длинном шланге и в случае экстренной ситуации можем передать его напарнику. При этом есть стопроцентная уверенность, что пострадавший получит однозначно работоспособный регулятор (ведь только что мы дышали из него сами). Оставим за рамками этой статьи обсуждение «необходимости» длинного шланга как такового. Но обсудим чуть глубже, как он работает в экстренной ситуации.

Итак, предположим, в рэке (пещере) мы передали регулятор на длинном шланге нашему напарнику.

Вполне естественным поведением для сложившийся ситуации будет приступить к эвакуации собственных задниц как можно быстрее из надголовного пространства, ну и далее к солнцу.

Безусловно, двухметровый шланг позволяет двигаться вполне комфортно двум дайверам, не стесняя и не мешая друг другу,  но вот незадача – впереди узкий проход и плывя рядом просто не пройти! Логично, что мы пропускаем «пострадавшего» вперед (2 метра вполне позволяют это сделать) и гуськом следуем на выход. Вот тут начинает работать причина №2, почему именно на правой стойке должен стоять длинный шланг. Все дело в устройстве кранов на нашем манифолде, а именно – все краны открываются против часовой стрелки, а закрываются по часовой. Таким образом, если дайвер при горизонтальном движении чуть чиркает барашком вентиля «потолок», то на правой стойке это приводит к «открытию» крана, на левой же – к «закрытию».

Вернемся к ситуации в узости. Можете себе представить изумление напарника, если, проходя узкое пространство на длинном шланге, он останется без газа, и все только потому, что вы поставили длинный шланг на левую стойку, да еще плохо контролируя плавучесть закрутили левый кран. При этом, конечно же, не заметили этой оплошности, поскольку сами мирно дышите из правой стойки. Кстати, выразить весь свой восторг, скорее всего, он вам уже не сможет никогда, поскольку в узости повернуться, чтоб глянуть вам в глаза, не получится, а подать знак «нет газа» ногами в ластах очень мудрено!

Такая смертельная ситуация полностью исключена при использовании длинного шланга на правой стойке. Кроме того, даже если произойдет сильный удар по правому вентилю и он сломается, то сломается он именно в открытом положении, а значит у вас останутся «запитанны» и основной регулятор, и компенсатор плавучести. Пожалуй, описанная выше ситуация отметает все идеи расположения основных систем где-либо, кроме как на правой стойке. При этом вполне прозрачно ясно, что в ситуации, когда мы дышим из запасного регулятора и, касаясь «потолка», закрываем левую стойку, нам совершенно не составит труда просто открыть ее.

Кто-то спросит – а как же быть, если левый кран сломается в закрытом положении?

Давайте разберем два случая. В первом (он описан выше) мы дышим из запасного регулятора, и значит кран вполне открыт. Если произойдет непредвиденный удар, который обломает шток вентиля, то кран по прежнему будет открыт!

Второй случай менее прозрачен. Идет погружение в штатном режиме, и мы дышим из правой стойки. В результате нескольких касаний «потолок» предательски закручивает нам левый вентиль. Потом – БАЦ!!! И рухнувшая балка металлоконструкции приводит в полную негодность левый «барашек»/шток вентиля. Вот, казалось бы, «слабое звено» данной конфигурации. Но позвольте не согласиться. Обычно в течении всего погружения мы смотрим на манометр. Конечно, можно и возгордиться тем, что на глубине в тридцать метров за тридцать минут вы не выдышали и десяти бар, однако… стоит задуматься – ба!!! Да у меня перекрыт левый вентиль!!! Открываем вентиль и – БАЦ!!! Рухнувшая балка ломает левый «барашек», но вас это больше не беспокоит, т.к. в большей мере вы озадаченны своим ушибленным плечом и пальцами, которые сжимали кран! Шутки шутками, но совершенно не нужно «мега-балок», чтоб вывести вентиль из рабочего состояния. Достаточно, если в пещере вас хорошо приложит об свод  течением или элементарно открутится подпружиненная гайка, которая держит «барашек» на штоке. Свидетелем именно такой сцены я стал не далее, как несколько недель назад. А теперь представьте, если это произойдет с краном в закрытом положении…

Отсюда вытекает очень хорошее правило, которому должен следовать любой дайвер, заходящий в надголовные пространства. Как только вы коснулись «потолка», проверьте положение всех вентилей! На этом, пожалуй, закончим обсуждать, почему те, что «основные», играют справа, ну а «запасные» ждут слева.

Сколько отмерять в сантиметрах?!! Как все мы знаем, шланги бывают разные. Топливные, поливочные, гофрированные «от противогаза»… Все они, конечно, полезны, но в нашем случае неприменимы! Все мы знаем – дайверы используют специальные шланги! Что о них известно? Пожалуй, самые красивые шланги, которые я видел, – на японских регуляторах SAS, белые, нарядные… Жаль, но я так и не нашел им применения в своих погружениях. Что еще? В дайвинге используются шланги высокого и среднего давления, они соответствуют евростандарту EN-250, при этом шланги среднего давления оттестированы и должны «терпеть» давление в 30 Bar, а шланги высокого – в 350 Bar.

Еще шланги бывают разной длины. Вот на этом остановимся подробнее. На мой взгляд, все длины шлангов должны четко соответствовать необходимой задаче и не быть избыточно длинными, либо слишком короткими. Чтобы ваша конфигурация была «аккуратна» и обтекаема, каждый шланг должен иметь ту длину, которая необходима.

В первой части этой статьи мы уже обсудили, зачем нужен длинный шланг на основном регуляторе. Однако в мире технодайвинга мнения о конкретной длине этого шланга расходятся. В продаже существуют 5/ 6/ 7-футовые (152/ 183/ 213 см) шланги. Не вижу смысла обсуждать все эти версии. Давайте вернемся к примеру, когда мы делимся газом в узости и нам приходится выходить «гуськом». Вы абсолютно правы, без специальных «плясок с бубном» подобный выход можно осуществить только с 7-футовым шлангом. Два метра – это несколько больше роста среднего человека, и этого вполне хватает, чтоб передвигаться, не ограничивая себя в движениях. Так что я вам настоятельно рекомендую задуматься, когда ваш напарник пойдет в воду с шлангом меньшей длины – возможно, он вообще не собирается с вами делиться газом ни при каких обстоятельствах.

Возможно, кто-то возразит – дык к чему этот «наворот» при погружении в открытой воде, вполне хватит и полутораметрового, да и обычный сойдет! Не соглашусь с такой точкой зрения. Рано или поздно каждый, кто ныряет в открытой воде, залазит в надголовку и, как показывает практика, вешать на себя «громоздкий» двухметровый шланг ленится. Известен случай, когда дайвер побоялся передать свой основной регулятор пострадавшему, т. к. это был короткий шланг, и при неадекватном поведении пострадавший мог просто вырвать его из порта. Одним словом, практику работы с двухметровым шлангом необходимо довести до полного автоматизма, независимо от среды погружения – это не помешает в открытом океане и будет жизненно важно в надголовке.

Шланг инфлятора должен аккуратно ложиться, не создавая лишних петель. Его длина во многом зависит от длины самого инфлятора. На мой взгляд, 55-сантиметрового шланга вполне достаточно, в моем случае этот шланг поставлялся с крылом.

Переходим к левой стойке. В зависимости от типа регулятора и вашего телосложения длину шланга запасного регулятора можно варьировать. Что стоит сделать однозначно, так это заменить стандартный шланг из поставки на более короткий. Почему? Это просто. Как бы вы ни поставили свой регулятор, стандартный шланг все равно висит над правым плечом, а иногда и дальше, создавая большую петлю. Пожалуй, в 90% случаев нам подойдет шланг длиной 56 сантиметров (22 дюйма). Этот шланг аккуратно ложится вокруг шеи без лишних петель. Если все же вам не хватает этой длины, то могу порекомендовать использовать шланг длиной 61 см (24 дюйма). Мой выбор – более короткий.

Как вы верно догадались, шланг манометра тоже подлежит замене. По мне, так именно у стандартных шлангов манометров самая иррациональная длина! Как говорят в Одессе, «помню был такой случай», дайвер, зайдя в трюм рэка, двинулся вдоль борта, не заметив, что его шланг «наделся» на свисающую трубу. Так он прошел метров 15 и, представьте его удивление, когда он это обнаружил. С учетом того, что манометр был зацеплен заклинившим триггер-карабином, он попал в достаточно неловкую ситуацию. Нет, такая длина шланга нам не подходит. Резать к чертовой матери!

Подумаем рационально, какова должна быть идеальная длина шланга манометра.

Как показала практика, если спарка стоит вертикально, то манометр не должен болтаться ниже донышка баллонов, а скорее должен находиться примерно в области поясного ремня. 24 дюйма (61 см) – это то, что нам нужно!

Вроде все. Пожалуй, я не упомянул только шланг поддува сухого костюма, но тут сложно дать однозначный совет. Все зависит от того, какой способ поддува вы используете. Конечно, если вы поддуваетесь газом из спарки, то шланг должен быть достаточной длины, чтоб хватало от левой стойки до клапана поддува. В большинстве случае стандартный шланг из поставки костюма вполне подойдет. Если же вы поддуваетесь аргоном из балончика на вашем поясе, то стоит использовать шланг покороче.

Все перечисленные мной шланги вполне доступны, и их можно приобрести во многих уголках мира. В России, на данный момент, мне известно только одно место, где их можно приобрести комплектом и раздельно – магазин «Декостоп» (www.decostop.ru).

И помните, все шланги необходимо регулярно осматривать на предмет повреждений (если вы используете протекторы, то их необходимо сдвигать перед осмотром). Лучше заменить поврежденный шланг сразу, нежели он испортит вам погружение своим отказом.

Как укладывать будем?! (для визуального удобства мы разукрасили шланги на иллюстрации чудной цветной изолентой. Белый – двухметровый шланг; голубой – шланг инфлятора; желтый – шланг резервного регулятора; зеленый – шланг манометра; желто-зеленый – поддув костюма. ВНИМАНИЕ! Если вы не преследуете цели быть похожим на новогоднюю елку, не делайте этого с вашим комплектом!) Если надо перевезти большую партию шлангов, то лучше упаковать все в картонные коробки, скрутив их аккуратными колечками, а коробки спрятать в герметичный судовой контейнер. Кстати, на таможне их можно смело декларировать, как резино-технические изделия. Для дайвинга же шланги придется вынуть из коробок и прикрутить к регуляторам. Вот тут могут возникнуть нюансы, ведь на разных регуляторах порты расположены по-разному. Но об этом чуть позже.

Итак, со стойками мы разобрались в начале статьи и будем считать, что спарка у нас уже собрана, мы ее надели и застегнули подвеску. В первую очередь, надеваем запасной регулятор, вешая его на шею. Самый простой способ – это взять загубник в рот и перекинуть резинку-«ошейник» через голову. После того, как вы отпустите загубник, вторая ступень станет на свое «штатное» место. Кстати, длина резинки на «ошейнике» должна быть не очень большой, чтоб регулятор не болтался далеко от шеи. Идеально, если ее длина позволяет удерживать регулятор во рту. В общем, тут все просто и особых разногласий ни у кого не вызывает.

Вот с длинным шлангом все не так гладко. Рассмотрим три варианта, которые, на мой взгляд, не самые рациональные. Первый – длинный шланг укладывается вдоль правого баллона (несколькими вытянутыми кольцами) и подвязывается эластичным бандажом. В аварийной ситуации дайвер передает «пострадавшему» регулятор, выдергивая длинный шланг из-под бандажей. Предположим, вместе им удается справиться с проблемой «пострадавшего», и тот включается обратно в свою спарку (или, к примеру, в декомпрессионный баллон по достижении остановки) и возвращает длинный шланг хозяину. Думаю, всем ясно, что очень затруднительно запихать шланг обратно под бандаж, тем более, если дело происходит в надголовной ограниченной среде, тем более если в следствии стресса напарник вам не поможет это сделать. Ровно та же проблема возникает в случае размещения длинного шланга под бандажами крыльев. Кроме того, и в том, и в другом случаях, если шланг сильно перекрутится или в нижнюю часть петли что-либо попадет (например, шарик на нижнем стравливающем клапане компенсатора), то высвободить длинный шланг оперативно становится невозможно.

Третий вариант размещения длинного шланга, пожалуй, самый экзотичный и применяется рядом пещерных дайверов. Все два метра длинного шланга наматываются вокруг шеи. Метод, как по мне, не совсем безопасный, ведь если «пострадавший» просто рванет загубник у донора изо рта, то может слегка придушить болезного спасателя его же шлангом. Кроме того, добраться до бэкап-регулятора невозможно, пока не размотаются все витки (специально провел эксперимент, получается 3-4 витка). Без комментариев.

Итак, предлагаю вариант, который проверен тысячами погружений сотен людей. (фото 1-4). Длинный шланг идет от порта среднего давления вдоль баллона за или перед крылом до поясного ремня; далее, пройдя под канистрой фонаря, по диагонали поднимается к левому плечу и, обернув сзади шею, с правой стороны вставляется в рот. (Либо в транспортном положении пристегивается к правому плечевому D-кольцу).

Подобная заправка шланга позволяет нам быстро и легко передать пострадавшему вторую стопроцентно работающую ступень. Даже если он сам вытащит ее у нас изо рта, достаточно сделать кивок головой, и высвободится около метра шланга. Движением правой руки мы достаем из под канистры остаток, и у нас в работе все два метра. Как вы понимаете, упаковка шланга на место так же проста.

В том случае, если вы не используете фонарь, то нижнюю петлю шланга можно закрепить, засунув ее за пояс подвески, дополнительно шланг можно зацепить за ножны на поясе, но этот трюк доступен только людям, ростом не выше среднего. По-моему, эффективность и простоту данного способа укладки сложно оспорить!

Железная составляющая. Точнее не совсем железная, но если отталкиваться от того, что «все, что не резина, то железо», данный заголовок имеет право быть! Помните, чуть ранее я упомянул о нюансе в прикручивании «резиновых» шлангов к «железным» первым ступеням. Описанная конфигурация работает с большинством современных регуляторов, но вот удобство и «чистота» прокладки шлангов имеют небольшой люфт.

Конечно, в рамках одной статьи невозможно обсудить все регуляторы, поэтому остановимся на тех, которые удалось попробовать вашему покорному слуге.

Впрочем, это наиболее часто употребляемые среди технически ориентированных дайверов модели. Поскольку мы живем в достаточно холодноводном регионе, логично использовать регуляторы, рассчитанные на холодную воду. На фото 6 мы видим вариант компоновки с первыми ступенями Apeks DS4. Поскольку все порты смотрят строго вниз, отличительной особенностью компоновки является постановка первых ступеней под небольшим углом. Как вариант, можно пропустить шланг запасного регулятора под инфлятором. Это позволит избежать лишнего излома. На фото 7 представлена компоновка на базе Apeks FSR. Здесь порты находятся под небольшим углом, что безусловно добавляет удобства при прокладывании шлангов. По идее, таким же удобством обладает и новые первые ступени TEK3, но, к сожалению, в лапы редакции они пока не попали, и дать своего заключения об удобстве мы не можем.

Все описанные предыдущие модели являются хорошо зарекомендовавшими себя мембранными регуляторами. Если мы обратим взор на поршневые, то, по-моему, лучшим является Scubapro MK-25AFТ. В свете этой статьи, у редукторов серии MK-25 есть преимущество, а именно торцевой порт среднего давления. Это позволяет практически идеально развести шланги (фото 5) без дополнительных изгибов. Так, от правого торцевого порта мы отводим шланг инфлятора, а от левого – резервный регулятор. При этом на правой стойке поворотная турель обеспечивает дополнительное удобство при передаче длинного шланга, разворачиваясь на 90°-180° (фото 4), тем самым освобождая дополнительных 10-15 сантиметров. Возможно, кто-то скажет: «но почему именно титановый MK-25AFТ, ведь есть и другие регуляторы с торцевыми портами»? Ответ прост – это удобный легкий регулятор, созданный специально для погружений в холодную воду!

P.S. Ваш инструктор сказал, что все, что здесь написано, полный бред? Он однозначно прав! Скорее всего, он лучше знает, что нужно для ваших погружений. В любом случае, мы всегда рады обсудить это на нашем сайте www.octopus.ru

Текст: P.G.
Фото: P.G., Юлия Голосий

Рубрики: 6(54)2007, Архив

Метки: , , , , , , , , , , , , ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111