RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 3(51)2007 » Zemira и Aurora. Найдены шведские линейный фрегат Zemira и королевская яхта Aurora

Просмотров: 6 998
Об авторе
Автор статьи:

Zemira и Aurora. Найдены шведские линейный фрегат Zemira и королевская яхта Aurora

Архивная статья из № 3 (51) за 2007 г.

Экспедиция 2006 года посвящена 280-летию со дня рождения знаменитого полярного исследователя и флотоводца, кавалера Георгиевского креста I степени, адмирала В.Я.Чичагова.

В Выборгском морском сражении, состоявшемся 22 июня 1790 года, шведский флот потерял более 90 боевых единиц. Из них более 40 пошли ко дну, в том числе самые крупные, именные: линейные корабли Hedvig Elisabeth Charlotta, Lovisa Ulrika, Enigheten и линейные фрегаты Uppland и Zemira. За 15 лет работы подводно-археологической экспедиции общества «Память Балтики» на месте Выборгского морского сражения все шведские именные корабли были найдены, кроме линейного 44-пушечного фрегата Zemira и окутанной тайнами и легендами королевской яхты Aurora. Ранее найденные шведские корабли также требовали дополнительных исследований. Поэтому полевой сезон 2006 года и планировался, и оказался очень напряженным.

Как и в прежние годы работу в море начали 9 марта в бухте Дальняя с подледных исследований фрегата-брандера, который линейный корабль Enigheten и фрегат Zemira пытались навести на отряд контр-адмирала И.А.Повалишина, но сами в сутолоке столкнулись с ним, загорелись и погибли при взрыве пороха в крюйт-камере. Лед около 80 сантиметров. С трудом вырезали майну, вытащили из нее глыбы льда, оборудовали железным спусковым трапом и укрепили края досками. Традиционно первым иду под лед. Все радует: чистейшая вода, видимость в фонаре не менее 8 метров, майну удачно вырезали над носовой частью фрегата, куда в прежние подледные погружения пока не попадали.

Мне открываются мощные развалы фрагментов бортов размерами 5х8 метров, сохраняющих шпангоуты, стрингера, внутреннюю и наружную обшивку, крепко скрепленных красномедными нагелями. Киль составной просто поражает и сохранностью, и внушительными размерами – 45х45 см. Каждая составная часть киля из цельного дуба длиной не менее 8 метров.

С сожалением расстаюсь с удивительным и неповторимым царством подводного ледового храма, иду к майне, поднимаюсь наверх, и меня меняет Вячеслав Александрович Нечаев. День удивителен: яркое солнце, — 9°C, сверкающая белизна бухты Дальняя, вдали редкие фигуры рыбаков – рыбы стало мало; у огромного валуна, близ берега, дымит костер и там уже все приготовлено к тому, чтобы согреть продрогшего водолаза…

В первых числах июня для выяснения фактического состояния находящейся на склоне банки Репия на глубине 35 метров кормовой части погибшего в Выборгском морском сражении 62-пушечного линейного корабля Hedvig Elisabeth Charlotta продолжили начатые еще в 2005 году исследования. Произвели тщательное гидроакустическое и прямое водолазное обследование водной акватории в районе затонувшего корабля и собственно самого затонувшего корабля. В 42 метрах от носовой части развала корабля аквалангистами клуба «2В3», у вершины гранитного хребта банки Репия, на глубине 7,5 метра был найден становой якорь линейного корабля Hedvig Elisabeth Charlotta, что дало возможность зафиксировать эту точку как место, куда ударился на полном ходу форштевнем шведский корабль при прорыве отряда кораблей контр-адмирала И.А. Повалишина.

Мощный, красивый, хорошо сохранившийся становой железный двурогий якорь адмиралтейского типа с деревянным дубовым штоком и оплетенным пеньковым концом рымом лежал на камнях в начале склона хребта банки Репия; чистый, не заиленный, так как здесь идет ветвь течения 330 градусов – 3 узла. Сохранилась только одна половина дубового штока, прижатая к грунту концом железного веретена (основные размеры якоря: веретено длиной 300 см, диаметр – 20 см; рым с оплеткой – диаметр 73 см; каждый рог с лапой – 125 см; сохранившаяся одна половина штока: длина – 300 см, ширина у шеймы – 42 см и сужается к окончаниям до 20 см, толщина – 16 см). Якорь специальными лебедками подтянули к днищу железного кунгаса и в таком подвешенном положении доставили в бухту Дальняя и аккуратно уложили на грунт. Исследования и всю операцию по подъему и перевозке якоря к пирсу бухты Дальняя произвела водолазная станция в составе К.А. Шопотова, А.А. Костина и аквалангистов московского клуба «Кит» – И.В. Родионенко, А.В. Косоногова и В.М. Васильева. Я восхищаюсь моими новыми товарищами по нашей подводной работе и искренне желаю им всего самого доброго! Окончательный подъем якоря перенесен на 2007 год.

По выставленным буям на якорь и носовую часть корабля четко определился путь сползания линейного корабля H.E. Charlotta с вершины хребта банки Репия до глубины 35 м. Произвели обследование полосы сползания, и вскоре в 20 метрах от якоря на глубине 12 м Саша Костин нашел хорошо сохранившийся мушкет. Был и спекшийся, схваченный коррозией ствол мушкета; и Саша Костин вместе с Алексеем Филипповым пытались даже подвести под него сделанные из отпорных крюков носилки, но все равно при первом же малейшем прикосновении к стволу он рассыпался! В отличие от ранее найденных нами мушкетов ложе этого мушкета оказалось самым большим.

При дальнейшем обследовании полосы сползания корабля были найдены: красномедная спусковая скоба мушкета; фрагменты цевья мушкета: остатки от других мушкетов; ядро; фрагмент книппеля; граната сферическая (бомба, начиненная порохом); фрагмент абордажного топорика морского пехотинца. Абордажный топорик и граната входили в комплект вооружения и русского морского пехотинца из абордажной партии, что подтверждает «Русский Военно-Морской словарь» В. Краснова и В. Дайнеса. М. 2001, с. 504.

Исследуя кормовую часть линейного корабля H.E.Charlotta, пришли к выводу, что цельности собственно кормы, сползшей до глубины 35 метров, не существует, она развалена так же, как и носовая, развернута к северу, и в настоящее время представляет собой сползшую до грунта верхнюю палубу, полностью прикрывшую всю разрушенную кормовую часть корабля, что хорошо видно на гидролокационном снимке.

Из погибших специальных кораблей особую значимость имела королевская яхта Aurora. Именно она была главной целью российско-шведской экспедиции «Аврора» 1994 года, о чем свидетельствует и само название экспедиции. Совместная экспедиция нашла на банке Репия 62-пушечный линейный корабль H.E. Charlotta, хотя я уже тогда, как участник этой экспедиции, видел, что найденный линейный корабль не рассматривался шведской стороной главной и конечной целью экспедиции «Аврора». На мою просьбу показать, где погибла Aurora, главный историк экспедиции, швед с доброжелательно-лукавым лицом и традиционной для ученых небольшой седенькой бородкой клином, очертил мне на карте прибрежный район севернее мыса Крестовый с малыми глубинами и усеянный крупными гранитными валунами. Должен сказать, что лет пять назад, когда по штормовой погоде работать было нельзя, мы сходили за мыс Крестовый в укрытый от южного ветра означенный ученым шведом круг. Убедились, что в указанном районе, находящемся вне сражения, на этих глубинах и на этих камнях за 200 лет течения и льды не оставили бы от яхты Аurora и щепки. Эта шведская подсказка напомнила мне небезызвестный совет Балаганову: «Пилите, Шура, пилите». Сноску на всем широко известное произведение Ильфа и Петрова делать нет необходимости.

В полевой сезон 2006 г. мы нашли яхту Aurora именно близ банки Репия, о чем будет сказано ниже, и теперь мне понятно, почему шведское экспедиционное судно Hantеr поначалу встало на якорь для поиска буквально на противоположном конце банки Репия хотя место гибели линейного корабля H.E. Charlotta практически было известно, куда вскоре Hantеr и перешел…

Королевская яхта Aurora в составе прорвавшихся в Выборгский залив в мае 1790 года 400 боевых единиц шведского Армейского (шхерного) флота с четырнадцатитысячным десантом под флагом шведского короля Густава III играла роль штабного корабля. Встав на якоря в проливе Березовый Зунд (практически напротив известного ныне своим нефтетерминалом Приморска, а тогда – Койвисто), Густав III проявил бурную воинскую активность и в первую очередь бросил десант на Койвисто. Все казенное, что мог, разграбил и сжег, но вынужден был вскоре ретироваться (ведь все побережье было занято русскими войсками), лишившись при этом важнейшей вещи – доступа к речкам и ключам для своего практически несоответствующего стоящей стратегической цели – захвата Петербурга – шхерного флота, так как автономность этих галер и судов всего 5 суток, т. е. продуктов и воды для экипажа и десанта хватало только на это время. Да и Балтика – море не для открытых, беспалубных галер, канонерских лодок, пушечных ботов и парусных транспортов снабжения, да еще в отрыве от своих баз… Такую армаду галер, транспортных средств для решения стратегических задач применяли на Средиземном море, да и то лет 200 тому назад, а к концу XVIII столетия флоты всех цивилизованных стран уже имели парусные линейные корабли, несущие на своих трех деках до 100, а то и 120 мощных пушек…

Не успокоившись на Койвисто, Густав III спланировал десантную операцию по уничтожению Выборгской галерной бригады, 52 единицы которой под командованием вице-адмирала Т.Г. Козлянинова стояли в проливе напротив нынешнего Высоцка в 30 км от Выборга. Руководил операцией находящийся на штабной яхте Aurora английский подполковник Сидней Смит. Операция обошлась шведам в 300 погибших десантников. Нетронутый Козлянинов продолжал мирно стоять под Высоцком, да так мирно, что не поспел к прорыву шведов, хотя с его галер были видны мачты русских кораблей, что обеспечивало Чичагову надежную связь с Выборгской галерной бригадой.

А шведский король присмирел, тем более что проигравший 2 мая Ревельское, а 23-24 мая 1790 г. Красногорское сражения его родной брат генерал-адмирал принц Карл Зюдерманландский с возглавляемым корабельным флотом также вошел в изобилующий мелями, банками (это возвышающаяся над грунтом каменная скала или гряда, не доходящая до поверхности моря, с малыми глубинами над нею), островами и островками, т. е. шхерами, Выборгский залив для прикрытия короля с его армейской флотилией. И весь теперь уже объединенный флот Швеции был заблокирован адмиралом В.Я. Чичаговым, поставившим на якоря свои корабли от берега до берега Выборгского залива в четырех пушечных выстрелах от шведской линии кораблей. Командующий флотом держал свой флаг на 100-пушечном линейном корабле «Ростислав», которым командовал его сын капитан II ранга Павел Васильевич Чичагов.

Постоянно дули южные и западные ветры и порой такой силы, что корабли тащились со своими якорями. Командующий сухопутной армией граф Салтыков прислал шведского дезертира, который показал, «…что флот терпит недостаток в съестных припасах, что количество, даваемое на пять, теперь делится на восемь человек, что недостает также воды… и что вынуждены пить воду из моря…» (Чичагов П.В. «Записки». Русский архив. М., с. 502). Свита убеждала своего короля срочно уходить всем флотом на запад, но безуспешно…

О сложившейся обстановке в шведском стане германский адмирал Альфред Штейнцель пишет: «Густав остался глух ко всем убеждениям, что есть еще время уйти на запад; он ничего не опасался, хотя мышеловка была уже почти захлопнута. Собранный в Бъеркезунде соединенный армейский и шхерный флот состоял из 323 судов; 282 вооруженных судна имели всего 740 тяжелых орудий и, кроме того, 2250 орудий меньших калибров и вращающихся пушек; людей было 24000. Кроме обоза из 40 судов было еще много транспортных судов для обоза сухопутной армии, так что всего перед Выборгом было собрано до 400 шведских судов и транспортов с 3000 орудий и 40000 людей» (Штейнцель Альфред. «История войн на море». Том второй. М., с. 459).

Положение шведского флота ухудшалось с каждым днем. Не будем подчеркивать печальную статистику матросских смертей. Тот же Альфред Штейнцель так пишет о царившей в кругу короля обстановке: «На военном совете, продолжавшемся три дня, обсуждались самые фантастические планы. Сам Густав предложил собрать оба флота в Бъеркезунде, высадить там 30 000 человек, идти прямо на Петербург и там подписать мир; в случае поражения сжечь старые корабли и спасаться как будет возможно. О таком плане и сказать нечего» (Штейнцель Альфред. «История войн на море». Том второй. М., с. 461).

Был принят план лейтенанта Клинта, согласно которому при благоприятном ветре весь шведский флот должен пойти на прорыв Северным фарватером мимо мыса Крюссерорт, блокированного с юго-запада эскадрой контр-адмирала И.А. Повалишина из пяти линейных кораблей и одного бомбардирского корабля.

21 июня из Кронштадта к проливу Березовый Зунд подошла давно ожидаемая адмиралом Чичаговым галерная флотилия вице-адмирала принца К.Г. Нассау-Зигена. Самонадеянный принц, нарушив главный закон ведения боевых действий – взаимодействие под единым командованием, не доложил Чичагову о прибытии флотилии, не согласовал своих действий, сходу атаковал галерный флот шведов в Березовом Зунде и получил минимальный успех. Но сложилось так, что к концу перестрелки измотанной (без отдыха гребцов) флотилии незадачливого принца уже в 2 часа ночи 22 июня подул свежий восточный ветер, и флот Густава III в 6.00 снялся с якорей и двинулся к мысу Крюссерорт, прорываясь далее всей своей массой корабельного и галерного флотов сквозь линию кораблей контр-адмирала Повалишина, создавшего для шведов огненный коридор.

В 6.02 22 июня 1790 года на «Ростиславе» взвился флажный сигнал адмирала В.Я. Чичагова: «Кораблям встать на шпринг. Приготовиться к бою!». Началось Выборгское морское сражение!

Вскоре все водное пространство – мыс Крюссерорт, банка Репия, банка Пааслуото, бухта Дальняя – было усыпано кораблями, судами, галерами, транспортами и покрыто дымом. Оглушительная стрельба раздавалась с ужасающей силой.

Шхерный флот шведов шел отдельно, держась к северу от колонны своих линейных кораблей и фрегатов, как бы прикрываясь ими. Головными шли хеммемы, эскадры турум, за ними галерные дивизионы канонерских лодок. «Далее, – пишет Альфред Штейнцель, – следовал Густав III на большой шлюпке, на которой поднят его флаг и которая шла на буксире его яхты. Сзади шли четыре дивизиона шхерных судов, транспортные и обозные суда… В королевской шлюпке был убит один гребец и сорван штандарт…» (Штейнцель Альфред. «История войн на море». Том второй. М., с. 464). Штандарт был поднят русскими моряками и стал нашим трофеем… Дальнейшие действия шведского короля уточняет адмирал Павел Васильевич Чичагов в его недавно изданном труде «Записки»: «…Когда пушечным выстрелом у него убило гребца, то он пристал к одной из передних своих галер, к той самой, на которую Кроун прежде всего напал… Между тем, когда он удалился от упомянутой галеры, то король переехал на бывшее невдалеке парусное судно и избег плена» (Чичагов П.В. Записки. Русский архив. М., с. 517).

Шведский 44-пушечный фрегат ZEMIRA (1) и королевская яхта AURORA (2) на гидролокационной съемке ЗАО «ГТ Морстрой»

В ходе сражения, получив от пушкарей Повалишина повреждение рулевого устройства, уклонился влево и на полном ходу налетел на банку Репия 62-пушечный линейный корабль H.E. Charlotta и в конечном счете был разбит штормовой волной о гранитные камни банки Репия и пошел ко дну. 66-пушечный линейный корабль Enigheten и 44-пушечный линейный фрегат Zemira, имея задачу навести на корабли Повалишина брандер, в сумятице сами от него загорелись, взорвались и погибли вместе со своими экипажами. И, что для нас очень важно, как свидетельствует Альфред Штейнцель: «Королевская яхта Aurora была расстреляна, капитан Смит и экипаж были при этом спасены» (Штейнцель Альфред. История войн на море. Том второй. М., с. 465) (Сидней Смит – английский подполковник).

Чичагов гнал шведов до самого Свеаборга, пока остатки шведского корабельного флота не укрылись за орудиями крепости…

В 10.00 22 июня 1790 г. победой русского флота закончилось «знаменитое» по оценке Екатерины II Выборгское морское сражение, в котором Балтийский флот не потерял ни одного корабля, погибло 117 человек, а шведский флот потерял более трети своего флота, более 7000 человек, проиграл сражение. В конечном счете Швеция проиграла войну, утратила положение великой морской державы.

Россия же утвердила свое, завоеванное при Чесме, положение великой морской державы!

В полевой сезон 2006 г. подводно-археологической экспедиции «Память Балтики» оказало помощь руководство ЗАО «ГТ Морстрой», выделив безвозмездно на трое суток поисковый катер «Морган» с гидролокатором бокового обзора. Было нарезано 4 района поиска; наиболее интересным для нас был район южной стороны банки Репия (с ее противоположной стороны лежит H.E. Charlotta, и этот район нам более известен). Поисковые работы возглавил инженер-гидрограф Илья Александрович Логвинов. К исходу вторых суток работы «Моргана» мы получили бесценный подарок – ленту с монитора гидролокатора, по которой практически без особых сомнений нам стало ясно, что разорванный примерно на пять частей крупный объект на глубине 23 метров – это взорвавшийся 44-пушечный линейный фрегат Zemira, а отстоящий от него в 120 метрах к югу миниатюрный силуэт цельного объекта на глубине 25 метров был пока для нас не ясен. Координаты обнаруженных объектов были определены с высокой точностью спутниковой навигационной системой GPS. Воистину королевский подарок ЗАО «ГТ Морстрой» и его талантливых операторов на катере с пиратским названием «Морган»! По нашей просьбе экипаж «Моргана» снова вышел на обнаруженные объекты, и Саша Костин сбросил приготовленные буи.

Понятно, с каким нетерпением мы мчались на надувной резиновой лодке к первому бую. Конечно, я очень хотел, чтобы первым пошел на новую находку Саша Костин, с которым мы вместе уже пятнадцатый год работаем на месте Выборгского морского сражения и за эти годы  неоднократно направленно вели поиск фрегата Zemira, но Саша был не в настроении, и под воду пошел Михаил Леонидович Копейкин. Михаил Леонидович – дар божий для экспедиции: снаряжение на самом современном уровне и полностью отвечает работе «в холодных глубинах Балтики» при видимости ноль, температуре на глубине не выше 8°C и приличном подводном течении. Его отличает высокая культура погружения, подводного плавания и всплытия. Дисциплина. Наверное, правильнее сказать: дисциплина, правильное, грамотное и полное выполнение Правил водолазной службы и есть подлинная культура подводного плавания настоящего подводного пловца, а в нашем деле – подводного археолога!

Яхта одномачтовая, 8 пушек, 50 человек экипажа. По конструкции, парусному и пушечному вооружению наиболее соответствует королевской яхте AURORA.

Море сомкнулось над ярко-красным снаряжением аквалангиста. Михаил по буйрепу, осторожно, чтобы не сорвать его с объекта, ушел на глубину. Здесь ничего не могу сказать, кроме известного газетного штампа – «через 20 минут томительного ожидания» получаем от Михаила по сигнально-страховочному концу три сигнала и, наконец, у борта «резинки» появляется мокро-сияющая физиономия Михаила: «Крупный корабль!!!» Вот тут уж в «резинке» было подлинное, законное ликование… Смело говорим: «Это – Zemira!», – хотя понимаем, что это еще нужно доказать долгим и трудным исследованием. Выволакиваем Михаила в «резинку» и сразу идем ко второму бую.

Да, должен сказать, ради таких минут стоит жить…

Готовится и идет под воду теперь уже повзрослевший, «наше юное дарование» Дима Сизов. Дима недавно женился. Его избранница – очаровательная Наташа из «Киевской Руси». Она с нами в экспедиции и на очень важном участке: начальник продслужбы и главный кок. Живем на берегу, в палаточном лагере; пищу готовим на костре. Здесь так важны санитария, исключение пищевых заболеваний, ну и, конечно, хорошо и сытно кормить экспедицию. Справилась, спасибо ей. Устала, но сделала очень серьезный вывод: «Едят все, что приготовишь, но много…» Что с ними поделаешь, Наташа, водолазы…

Процесс погружения и всплытия традиционен, и, наконец, доклад по всплытии Димы Сизова: «Небольшой, красивый, цельный корабль!». – «Товарищи подводники, так это же наверняка таинственная Aurora, найти которую мы, честно говоря, и не мечтали!» – восклицаю я.

С конца мая до конца сентября основная работа экспедиции. Мобилизуем и концентрируем все силы, ресурсы, выбираем главное направление работы. Задачи на полевой сезон не из простых: все объекты исследований на достаточно больших глубинах, и нужно трезво к этому подойти, так как последние годы в основном работали на банке Пааслуото, на глубинах до 15 метров. Здесь два важных фактора. Первый, очень большой объем исследований при уменьшении времени пребывания на глубине, т. е. на исследуемом объекте, и строго ограниченного числа погружений. Второе то, что нередко приезжают аквалангисты, последнее погружение которых было в прошлогодней экспедиции; приезжают аквалангисты, которые действительно по-гружались на Красном море на 40 метров, но при пробном погружении у нас на 20 метров выходят с округлившимися от тяжкого погружения глазами и ничего, кроме того, что «Предупреждать надо!», сказать не могут.

Пистолетный ящик. Лежит в середине яхты AURORA у печки.

С нами стали работать москвичи. Это клуб «Кит» с уже знакомыми по прошлому году талантливыми аквалангистами Игорем Родионенко, Александром Косоноговым и Владимиром Васильевым, и группа аквалангистов журнала «Нептун» под руководством глубоководника Андрея Быкова. Как начальник экспедиции могу сказать: «Для решения все усложняющихся задач экспедиции это благо». Стараюсь разнести их пребывание по времени, так как пока, и уже 17 лет, на все работы выхожу с аквалангистами сам. Москвичи и команда «2В3» Алексея Туржова, как полностью укомплектованные и отработанные, технически полностью автономные, уяснив задачу, как правило, уходят на исследование самостоятельно. Мне это дает возможность одновременно организовывать работы на двух объектах, что исключает толкотню на одном объекте и дает возможность «привязать» каждую команду исследователей к «своему» исследуемому кораблю. Рациональность подобной организации очевидна и результативна. Должен сказать, что командам посещение соседа на «его» объекте для «полюбоваться и познакомится» в плановом порядке разрешается.

44-пушечный линейный фрегат Zemira. Познакомились все, но исследование легло в основном на Алексея Туржова с его командой. Сейчас это – разорванный от взрыва пороха в крюйт-камере на пять массивных частей крупный корабль; верхняя палуба обрушена на днищевой настил, где хаотично разбросаны заиленные, обросшие коррозией четырехтонные чугунные 24-фунтовые пушки числом более десяти. Всюду много рваных листов медной обшивки подводной части корпуса корабля. Это два веских аргумента, что нашли фрегат Zemira, поскольку именно одно из главных требований к фрегатам – большая скорость – и достигалось этой обшивкой подводной части корпуса корабля тонкими листами красной меди. Одну пушку с командой клуба «Кит» уже после основной экспедиции пытались поднять, но оборвали все троса и оставили фрегат в покое до следующего полевого сезона.

Основные исследования начали с 8-пушечной яхты Aurora. «Королевская яхта» – это, прежде всего, тип судна, но, безусловно, строящийся для нужд короля. Интересующего нас рисунка или чертежа конкретно королевской яхты Aurora мы пока не имеем, но в фундаментальном труде Frederik Henrik Chapman. Architektura Navalis Merkatoria. VEB Historff Verlag Rostock 1927 г. на 48 странице интересной оказалась яхта № 13: одномачтовая, 8-пушечная, экипаж – 50 человек. По конструкции, парусному и пушечному вооружению королевская яхта Aurora наиболее соответствует чапмановскому чертежу яхты № 13.

Найденный нами корабль лежит на ровном киле, на песчаном грунте, на глубине 25 м по направлению на север. Целыми сохранились борта, корма, руль. Нос развален. Мачта отсутствует. Верхняя герметичная сплошная палуба, надежно укрывавшая внутренние жилые и служебные помещения, разрушена, и фрагменты судовых конструкций лежат разбросанными по днищевому набору. В носовой части находится опустошенный медный ящик. Этот ящик, по-флотски льялы (цистерна грязной воды), куда стекаются все корабельные стоки и затем насосом выбрасываются за борт. Рядом горка хорошо сохранившихся кирпичей от камбузной печи и деревянная труба, возвышающаяся над корпусом на 1 метр. Была трактовка, что это труба водоотливного насоса или сломанная мачта. Чтобы более детально разобраться, я пошел сам. На глубине 22 метра нашел эту трубу: деревянная, высотой 2 м, толщиной 1,5 см, диаметром 15 см. Главное, что я увидел, – труба имеет конструктивный срез, а не обломлена. На чапмановских чертежах яхт именно в этом месте означены две трубы, и я пока считаю, что это трубы вдувной и вытяжной вентиляции, как их и располагают до сих пор на современных судах. В носовой части по левому борту лежит якорь типа кошка.

Некоторые конструктивные данные сохранившегося корпуса яхты: длина – 13 м, ширина по оконечностям шпангоутов – 3 м, высота сохранившегося борта – 1 м. Сохранились перо руля высотой 3,6 м и часть его румпеля – 1 м. Ориентировочно водоизмещение яхты – 70 тонн.

В 5 метрах от форштевня, по левому борту и правому борту, были найдены вросшие в грунт две 3-фунтовые чугунные пушки на миниатюрных дубовых станках и поворотных платформах. Полагаем, что в момент гибели корабля пушки со своими станками свалились за борт.

Первую пушку со станком, поворотной платформой и солидным комом налипшего грунта подняла водолазная станция группы Андрея Быкова, а вторую пушку подняла водолазная станция в составе Константина Шопотова, Михаила Копейкина, Сергея Семенова, Дмитрия Сизова и Сергея Емельянова. Вырывать ее пришлось с помощью лома, но дело того стоило – таких красавиц пушек мы еще не видели.

3-фунтовые чугунные пушки весом не более 40 кг, длина ствола – 75 см, диаметр дула ствола – 7 см. На правой цапфе выбито «IEO» – это клеймо завода-изготовителя, и кто он конкретно, мы узнаем, запросив в Стокгольме Королевский музей Армии. На левой цапфе – год изготовления пушки – 1761. На казенной части набит текст: N. CCL XIII. XIII. Это так же войдет в запрос шведским ученым.

Пушки с королевской яхты более усовершенствованы. Кроме деревянного клина (кстати, первая наша находка за все годы), который предназначается для изменения угла возвышения при стрельбе, имеется платформа со специальным желобом, усиленным медной пластиной, которая предназначена для горизонтальной наводки пушки. Собственно сама пушка со станком сидит на железном штыре, упирающемся в платформу, и на этом штыре и идет разворот пушки в горизонтальной плоскости. Что ж, по сравнению с пушками, установленными на всех остальных шведских кораблях, не имеющих горизонтальной наводки, – это шаг вперед!

Носовая часть королевской яхты разбита, и, связав это с анализом хода шведских кораблей при прорыве, пришли к выводу, что Aurora на полном ходу налетела на восточную оконечность банки Репия (где глубина всего 1,4 метра, а при штормовом волнении моря имеет место проседание корабля), разбила нос, заполнилась водой и пошла ко дну. Хотя мы не исключаем и утверждения германского адмирала Альфреда Штейнцеля о том, что она была расстреляна, а убеждены, что в этом королевской яхте помогли меткие залпы чичаговских пушкарей, и подтверждаем это тем, что на Aurora мы нашли 2 ядра с пушек русских кораблей. Это, как мы понимаем, и есть суть военно-подводной археологии, это и есть суть и смысл работы подводно-археологической экспедиции «Память Балтики»– подтверждать обоснованность нашей победы, величие и славу Российского флота в Выборгском морском сражении под флагом адмирала В.Я. Чичагова, за победу в котором он стал первым и единственным из моряков России кавалером Георгиевского креста I степени. А созданный нами в Выборгском замке первый и единственный музей подводной археологии – есть памятник знаменитой победе Российского флота в Выборгском морском сражении и памятник Славы адмиралу В.Я. Чичагову.

Практически весь объект тщательно обчищен упредившими нас «исследователями». Кроме пушек мы подняли две проржавевшие супницы и пуговицы от матросских курток. Большими специалистами по обнаружению пуговиц оказались Владимир Вылкост и Артур Губайдулин – молодые, глазастые.

Дмитрий Столбов, Саша Костин, Алексей Филиппов, Игорь Родионенко и Александр Косоногов произвели подводное фотографирование и подводную видеосъемку корабля.

Тщательно проанализировав все полученные данные, пришли к выводу, что по конструкции, парусному и пушечному вооружению найденный корабль соответствует чапмановскому чертежу яхты № 13, а так как в сражении принимала участие только одна штабная яхта, следовательно, нами найдена шведская королевская яхта Aurora.

Вывод: в полевой сезон 2006 года подводно-археологическая экспедиция «Память Балтики» на южном склоне банки Репия на глубине 25 метров нашла погибшую 22 июня 1790 года в Выборгском морском сражении шведскую 8-пушечную королевскую яхту Aurora.

Пришла осень, привела с собой осенне-зимние шторма, и мы бережно уложили свое снаряжение до мартовских подледных погружений, до следующих летних погружений на найденные корабли, которых уже начинаем с нетерпением ждать…

По моей просьбе талантливый петербургский скульптор Руслан Слепенков изваял бюст главнокомандующего в Выборгском морском сражении адмирала В.Ч.Чичагова. И сразу же после экспедиции мы представили в Ленинградском областном выставочном зале «Смольный» нашу экспозицию: бюст адмирала В.Я. Чичагова на высоком постаменте и рядом две пушки с шведской королевской яхты Aurora – материальные свидетельства «знаменитой» победы Русского флота в Выборгском морском сражении!

Экспедиция была посвящена 280-летию со дня рождения знаменитого полярного исследователя и флотоводца, единственного из моряков России кавалера Георгиевского креста I степени адмирала Василия Яковлевича Чичагова, кавалера орденов Андрея Первозванного и Александра Невского.

Текст: Константин Шопотов (Президент ордена Петра Великого общества «Память Балтики»; старший научный сотрудник Государственного музея «Выборгский замок»; начальник, научный руководитель и руководитель водолазных работ подводно-археологической экспедиции, кандидат исторических наук, член-корреспондент Академии военно-исторических наук РФ, контр-адмирал.)
Фото из архива автора

Рубрики: 3(51)2007, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111