RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 4(46)2006 » Тайны подводного мира

Просмотров: 2 872
Об авторе
Автор статьи:

Тайны подводного мира

Архивная статья из № 4 (46) за 2006 г.

Гигантский тихоокеанский осьминог проплывает над 3D-камерой в холодных водах Британской Колумбии

Deep Sea 3D (в российском прокате «Тайны подводного мира 3D») – новое погружение, подводное приключение от IMAX, которое перемещает зрителей в глубины мирового океана и знакомит с самыми редкими, самыми опасными, самыми красивыми созданиями.

Кинозритель – в специальных 3D очках, как в маске – плывет среди самых экзотических созданий на планете – от причудливых голожаберников до гигантского тихоокеанского осьминога.

Прочитав на сайте IMAX описание нового фильма, я захотела окунуться в этот мир. Тут же память подсунула впечатления из детства, когда с родителями мы ходили в стереозал смотреть какой-то фильм в смешных очках… Не помню ни сюжета, ни названия этого фильма, но очень живо помню огромных бабочек, которые кружили вокруг… И как затаив дыхание, я летела вместе с птицами в горах…

В Москве фильм появился в прокате лишь в конце мая. Дождались! На сайте суперкинотеатра Nescafe-IMAX – первого и пока единственного в России, изучаю расписание сеансов (вот уж точно «охота пуще неволи»!) и еду смотреть на гигантском экране (18 x 22 м) «Тайны подводного мира 3D», а вернее погружаться в этот знакомый и незнакомый мир.

С первых же секунд, когда океанская волна несется навстречу, рефлекторно задерживаю дыхание и всем телом жду ее натиска, ее влажной и освежающей соли… а потом оказываюсь среди множества медуз… Красиво. Наверное, даже красивее, чем в реальном погружении, когда все равно приходится отвлекаться от созерцания подводного мира на такие прозаические вопросы, как количество воздуха в баллоне или куда же подевался напарник… Сорок пять минут, как и в реальном погружении, пролетели на одном дыхании, подарив радость от встречи с акулами и медузами (представьте, это может несказанно радовать!), зелеными черепахами, окруженными шлейфом из пестрых рыбешек…

Техническая команда осторожно поднимает бокс с 3D-камерой из воды на борт Ocean Explorer I

Слова сухи и не передают того настроения, которое создатели фильма подарили зрителям. Это нужно смотреть, слушать, чувствовать…

Через какое-то время приходит понимание, какую колоссальную работу проделали те люди, которые его сняли! А когда я увидела фотографии бокса с камерой, захотелось узнать об этой работе больше…

Представители IMAX охотно ответили на мой запрос, и вот оно, описание того, как все было. Интересно, что чувствовали Джонни Депп и Кейт Уинслет, когда озвучивали этот фильм? Мне этого не узнать, да и услышать оригинальный закадровый текст в Москве невозможно (хотя питерские актеры постарались на озвучке неплохо, но…).

Для режиссера Говарда Холла (Howard Hall) дайвинг и съемка подводного мира – страсть длиною в жизнь… Уже в начале 70-х ХХ столетия Холл работает над тем, чтобы запечатлеть жизнь мирового океана, публикует статьи и фотографии в ряде изданий, в том числе таких уважаемых, как International Wildlife Magazine, Ocean Realm Magazine и Fathoms Magazine. Его узнаваемые по всему миру фотографии напечатаны в сотнях книг и журналов, в том числе в журналах Life и National Geographic. Его книги для взрослых и детей о подводном мире широко известны. Но фотографиями и статьями дело не ограничивается… Холл снимает фильмы для телевидения, а затем участвует и в съемках для IMAX.

Это было очень естественно для его карьеры, когда от обычной фотографии Говард перешел к созданию фильмов, работая в самых разных ролях, включая режиссера, продюсера, кинооператора… После новаторского создания широкоформатной подводной IMAX 3D камеры Холл был приглашен соучредителем IMAX и продюсером Грэмом Фергюсоном (Graeme Ferguson) для того, чтобы поделиться своими уникальными знаниями и навыками, превратив их в технически перспективную художественную форму, которая ознаменовалась выходом нашумевшего в 1994 году 3D-фильма Into the Deep – самого первого широкоформатного подводного фильма в невиданном 3D-качестве…

Технический специалист Стюарт Макфарлейн загружает кассеты в камеру, Калифорния

Боб Кранстон маневрирует с камерой среди медуз, Британская Колумбия

В 1994 году технологии подводного 3D-кино были еще очень молоды, до этого IMAX-камера еще ни разу не погружалась под воду. «Грэм Фергюсон был восхищен работой Говарда Холла. В то время фильм Into the Deep был для создателей огромным экспериментом, и не обошлось без технических неполадок в работе камеры. Но фильм имел колоссальный успех, и спустя какое-то время мы захотели сделать еще один фильм о подводном мире. Мы всегда хотели вернуться и отснять невероятное количество подводных обитателей в разных местах, потому что это – удивительная среда для 3D-формата. Мы действительно хотели передать зрителю атмосферу океана, населенного огромным количеством разнообразных форм жизни. Большинство людей даже не представляют, какие странные и экзотические существа населяют наш мир. Прошло 10 лет, но это было больше, чем просто цена за ожидание»,– говорит Тони Майерс (Toni Myers), продюсер фильма.

«Мне нравится работать с большой 70-мм 3D-камерой IMAX, потому что это определенно перспективно. С момента, как вышел Into the Deep мы все время хотели вернуться. И было несколько неожиданно, что наше возвращение под воду заняло десять лет. Кривая изучения была настолько крута, когда мы делали тот фильм, что к моменту, когда были закончены работы над проектом, мы только-только начинали понимать, как использовать 3D-камеру и как получать трехмерные изображения в хорошем качестве. Долгое время мы действительно нарабатывали наш опыт, стремились сделать свое дело еще лучше. И с новым фильмом мы сделали это!»– Говард Холл, режиссер.

Как и в любом случае развития технологий, необходимо время не только для усовершенствования оборудования, но и для улучшения навыков специалистов, которым нужно привыкнуть и изучить технику. Сегодня, спустя годы после создания первого подводного 3D-фильма, Холл может наилучшим образом использовать все то, что позволяет делать 3D-камера IMAX.

Марк Тарлоу, Боб Кранстон и Говард Холл снимают брызги набегающих волн на пляже La Jolla Shores в Калифорнии

Во время работы над фильмом Into the Deep система еще не была полностью завершенной, таким образом в процессе съемки некоторые опции были недоступны, как например, один из объективов, который существовал лишь на чертежной доске. Для работы над фильмом Deep Sea 3D были отобраны лучшие объективы и некоторые другие устройства, которые делают полученное изображение значительно более захватывающим. Еще одним отличием стало использование макрообъектива.

3D-камера IMAX – это самая сложная двухпленочная камера, которая когда-либо существовала и которая снимает самое качественное изображение. Два одинаковых объектива камеры расположены приблизительно на таком же расстоянии друг от друга, как и человеческие глаза. Камера снимает изображение одновременно на две 70-мм пленки, отдельно для правого и левого глаза, движение пленок в камере точно синхронизировано. Помещенная в специально сконструированный для нее подводный бокс (по существу, камера в таком боксе похожа на мини-субмарину), камера весит более 545 кг… хотя, благодаря тому, что вся система в сборе обладает нетральной плавучестью, под водой она условно ничего не весит.

Задача управления камерой под водой слишком сложна для одного оператора, потому что бокс и камера слишком велики. Всю съемку под водой совершали два кинооператора: Боб Кранстон – с одной стороны и Говард Холл – с другой. У каждого из операторов был свой видоискатель, и они оба могли следить за картинкой, которую снимает камера. Кроме того, съемочная группа использовала специально изготовленную систему коммуникации, которая позволяла общаться между собой. «Благодаря этому мы могли обсуждать, как согласованно перемещать камеру под водой, какой сюжет снимать– это не всегда просто. Вы можете себе представить, как сложно договориться между собой двум операторам по вопросам композиции! Боб и я проработали вместе более чем достаточно – с 70-х ХХ века, потому мы зачастую могли делать эту работу хорошо.

Медуза Chrysaora встретилась съемочной группе во время разведки перед съемкой у берегов Калифорнии

Технические аспекты работы с этой камерой под водой очень, очень непросты, и это делает погружения захватывающими и полными забавных ситуаций», – делится Говард.

Если сравнивать команду Холла с любой среднестатистической съемочной группой, задействованной Голливудом в съемках обычного фильма, то она мала. Но есть энергия и мощь этой небольшой группы семи-восьми коллег Холла, продюсера и жены Михаэллы, команды дайверов, дополненной командой обеспечения, которая оставалась на поверхности. Дополнительно в проекте участвовали морской биолог и дайв-гид, который лучше всех знал местные особенности, тщательно отобранный среди гидов каждого из девяти мест, где проходили съемки.

Из-за размеров пленки в 3D-камеру IMAX можно зарядить всего лишь трехминутную кассету – и каждая секунда отснятого фильма идет в расчет. Как и в случае огранки алмазов, вся предварительная работа выполняется кропотливо и тщательно, что увеличивает вероятность того, что снятая сцена– это именно то, что стремились снять. Как и в случае с огранкой алмаза, документалист имеет всего лишь один шанс, чтобы снять желаемый кадр. Таким образом, большая часть съемочного времени тратится на тщательную подготовку (а также действия после съемки)… и три минуты отснятого фильма – это более двух часов на то, чтобы все подготовить.

Говард Холл выталкивает бокс с камерой на берег пляжа La Jolla Shores в Калифорнии

Обычно съемка происходила следующим образом… Как только точно определено место, Кранстон, два ассистента-разведчика, не обремененные съемочным оборудованием, и два-три дайвера из технической команды погружаются, чтобы определить место, куда нужно установить все необходимое оборудование – штатив, почти 70 кг стабилизирующих грузов для штатива, камеру и осветительные приборы. Чтобы погрузить все оборудование и подготовить его к съемке, технической команде требуется от 30 до 45 минут. Все эти работы, как правило, мутят воду и ухудшают видимость, поэтому операторы ждут еще минут 30 после установки, чтобы взвесь осела и вода стала прозрачней. И результатом всех этих двухчасовых трудов будет всего лишь 3 минуты отснятого материала!

Дайверы, ответственные непосредственно за съемку (Холл, Кранстон и два ассистента), оставались в воде все это время и, как результат, должны были пройти декомпрессию, прежде чем всплыть. Выход на поверхность со всем съемочным оборудованием, особенно когда нужно пройти декомпрессию,– задача практически невыполнимая. Поэтому, используя систему коммуникации, Говард вызывал команду дайверов, которая должна была поднять бокс с камерой и все сопутствующие устройства на поверхность. Как правило, команда обеспечения не остается под водой долго, она успевает смонтировать и разобрать все оборудование в пределах бездекомпрессионного погружения.

Съемочная группа, которая занималась под водой непосредственно съемкой, разведкой окрестностей, управлением светом и прочим съемочным оборудованием, использовала ребризеры с газовыми смесями. Для того чтобы вернуться на поверхность к остальной команде, им необходимо было пройти ступенчатую декомпрессию.

Временами съемочная группа оставалась под водой во время смены объектива или замены кассеты с пленкой, на что уходило около 45 минут, но процесс мог затянуться по разнообразным причинам. Для выполнения обеих задач камера должна была быть поднята на поверхность, где она попадала в руки двух специалистов, которые обслуживали и, в первую очередь, заботились о «здоровье» камеры и бокса, сменяли объективы и кассеты с пленкой… Однако некоторые места погружений, выбранные командой Холла, требовали значительно больше подготовительных работ.

Вся эта подготовка и все отлично выполненные под водой технологические задачи уходили на задний план перед самым главным вопросом: как мы будем снимать то, что запланировано? Как удержать в кадре осьминога, когда пришла его очередь стать актером?

Карибская рифовая акула быстро пронеслась над Говардом Холлом и Бобом Кранстоном в теплых атлантических водах на Багамах

Съемочная группа вместе с 3D-камерой IMAX в специальном боксе на борту M/V Solmar V, море Кортеса

Говард Холл поделился одним из секретов съемки: «Одна из уловок, которая используется в съемках подобного рода – снимать достаточно предсказуемые объекты… Вы знаете, что они собираются делать, и неплохо понимаете, какого рода движения они позволяют совершать рядом… Мы отсняли очень много сцен, о которых не могли и мечтать. Много раз мы погружались и что-то происходило между обитателями моря совсем рядом… и один из ассистентов говорил: «Посмотрите! Посмотрите, что происходит!!! Это здорово!!!», – и моя реакция обычно была: «Хорошо, и что?». Имея возможность схватить камеру и переместить ее, а потом заснять сцену – это совершенно не практично, потому что животные не позволят сделать этого… Поэтому объектами съемки мы выбирали тех созданий, которые не обращали внимания на наши действия под водой, даже если это сопровождалось шумом или неприятными звуками».

В фильме есть много моментов, которые Говард никогда до этого не снимал, даже учитывая его долгий и разнообразный опыт в подводной съемке. И эти моменты, определенно, ни разу не были засняты на 70-мм пленку в 3D-качестве! Эти ужасные, прекрасные и забавные существа – яркая иллюстрация удивительного разнообразия жизни. Если подумать, если просто представить, как управляться под водой с камерой в боксе, которая весит более 545 кг (а кто хоть раз снимал под водой не просто «мыльницей», а камерой со светом, тот легко поймет), то «Тайны подводного мира 3D» – это, в каком-то смысле, памятник колоссальной и напряженной совместной работе двух операторов, которым удалось заснять такие сюжеты!

***

Забавные факты:

  1. Съемочная группа снимала в 9 различных местах – море Кортеса; The Channel Islands, Калифорния; Монтерей, Калифорния; La Jolla, Калифорния; Кона, Гавайи; Outer Banks, Северная Каролина; Мексиканский залив; Багамы; Британская Колумбия.
  2. Самая холодная вода во время съемок была в Британской Колумбии – 8°С.
  3. Самой жуткой встречей для съемочной группы стала встреча с тигровой акулой на Багамах. Одна из акул была почти 4,5 метра длиной, а ведь это один из тех редких видов акул, которые действительно охотятся на людей!
  4. Как минимум 67 уникальных разновидностей морских обитателей было показано в фильме, многие из них сняты впервые.
  5. Во время съемок команда случайно натолкнулась на косяк молодых особей мола-мола – событие беспрецедентное, потому как ни один из членов съемочной группы не видел подобного ранее, а, кроме того, такое событие никто до этого не фиксировал на кинопленку.
  6. Самое продолжительное погружение во время съемок было в Северной Каролине и длилось четыре с половиной часа, из них два часа – декомпрессия.
  7. Хотя специально для 3D-камеры IMAX были заказаны 7-минутные ролики пленки, обычные ролики длились всего 3 минуты, после чего камеру нужно было поднимать на поверхность для перезарядки. Стандартно смена пленки занимала 30-45 минут, после чего камера возвращалась под воду для дальнейшей съемки.
  8. Во время цветения кораллов в Мексиканском заливе, которое длится всего лишь час в определенную ночь раз в году, барракуда прокусила кабель главного осветительного прибора. Только благодаря тому, что команда смогла оперативно доставить запасной источник света, удалось снять столь зрелищное событие, иначе съемочная группа упустила бы такой шанс.

Цифры: 1850 часов – общее время, которое провела съемочная группа под водой; 92 – столько ночей провела команда на борту; 84 – столько дней в общей сложности проводились погружения; 73 – общая длина (в милях) отснятой пленки, что равняется 117,5 км; 21 – общее количество членов команды (хотя только 8 из них были во всех экспедициях); 9 – столько различных мест для натурных съемок посетила команда; 2 – столько ураганов случилось во время съемок.

***

Текст: Юлия Голосий, по материалам IMAX
Фото: Peter Kragh, Howard Hall, Michele Hall, Richard Herrmann, Drew Fellman

Рубрики: 4(46)2006, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111