RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 6(42)2005 » Trimix на Баренцевом море

Просмотров: 4 100
Об авторе
Автор статьи:

Trimix на Баренцевом море

Архивная статья из № 6 (42) за 2005 г.

Технические погружения на различных смесях становятся все более популярными среди российских подводников. Вместе с растущим числом технических дайверов расширяется и география таких погружений. Красное море можно считать отправной точкой в череде тримиксных спусков. Поднакопив опыт и навыки в теплой прозрачной воде, некоторые люди, обвешенные баллонами, разворачивают ласты в сторону холодных морей, прекрасно осознавая, на какие трудности они идут.

Вот уже несколько сезонов на Баренцевом море, на экспедиционном судне «Картеш» небольшая, но дружная команда технических дайверов во главе с Михаилом Сафоновым совершают тримиксные погружения. И вот уже несколько сезонов я, инструктор-однобаллонник, тружусь рядом с этими людьми и с интересом наблюдаю за развитием событий. Мой опыт холодноводного дайвинга подсказывал мне, насколько непросто и одновременно интересно покорять глубины Баренцева моря. Но всегда интересно узнать, «как оно на самом деле» из первых рук. В один из вечеров наседаю на Михаила с вопросами.

Н.Ч.: Миша, расскажи, пожалуйста, какие сложности погружений на смесях в холодной воде?
М.С.: Погружения на тримиксе в холодной воде отличаются от тепловодных погружений рядом особенностей. Некоторые из них кажутся незначительными, но принципиальным образом меняют условия, в которых приходится работать техническому дайверу. Например, одна из таких особенностей – необходимость выполнять все действия с оборудованием в толстых перчатках. Сами по себе погружения на тримиксе требуют хороших навыков и умения пользоваться достаточно сложным и громоздким оборудованием. В холодной воде приходится выполнять все то же самое, но в теплых, а значит – толстых рукавицах. Я помню, что когда у меня уже был немалый опыт тримиксных погружений в теплой воде, многим операциям в холодной приходилось учиться заново. Все технодайверы знают, что в технических погружениях хватает мелочей, которым они уделяют много внимания. Необходимо, чтобы все снаряжение было правильно расположено, чтобы все шланги выходили в нужные стороны, чтобы ничего нигде не болталось. Если ты используешь четыре регулятора на четырех баллонах и должен ими пользоваться на определенных глубинах в определенное время, они должны легко находиться на ощупь. Регулятор точно должен быть там, где ты его оставил, чтобы, потянувшись за ним, не найти пустое место или другой регулятор. В холодной воде с учетом фактора толстых перчаток, в которых чувствительность рук и способность к тонкому манипулированию становятся существенно ниже, все эти задачи выходят на дополнительный уровень сложности.

Н.Ч.: Приведи какой-нибудь жизненный пример.
М.С.: Например, в тримиксных погружениях есть один из методов крепления регулятора к стейдж-баллону, когда заправляешь шланг петлей под резинку на баллоне. Уходишь на глубину на транспортном стейдже с найтроксом, на заданной глубине, 30-40 м должен переключиться на тримикс, а затем регулятор, из которого дышал, должен заправить под резинку. Причина простая: при всплытии его надо будет так же легко найти и быстро вынуть. При этом он не должен болтаться по дну, забиваться песком, должен быть компактно расположен на снаряжении. Оказывается, что в толстых перчатках не получается заправить петлю под резинку – ее невозможно зацепить. Во время чек-дайва те действия, которые тримиксному подводнику в теплой воде кажутся привычными, просто физически не получаются. Приходится к резинке приделывать петельку, которая должна на ощупь легко находиться, за которую ее можно оттянуть, чтобы просунуть шланг. Или выпускание буя в толстых перчатках таким образом, чтобы не запутаться в катушке. Таких нюансов очень много. Работая в холодной воде, нужно об этом помнить и нужно потратить время на знакомые действия в толстых перчатках.

Н.Ч.: Вы делали специальные тренировочные погружения, чтобы постичь все эти премудрости?
М.С.: Конечно! Когда делали первые шаги в тримиксном дайвинге на Баренцевом море, мы всю амуницию проверяли на маленькой глубине. На 5-10 м барахтались в своем снаряжении, учились всему заново, как человек, который заново учится ходить. Также мы в холодной воде учились работать с техническим оборудованием, поскольку этот фактор превращает человека уверенного и опытного в человека беспомощного.

Сюда же относится проблема владения плавучестью. Опытным красноморским технодайверам понятно, что даже тем, кто ныряет в сухом костюме в спарке, грузы не нужны или почти не нужны.

Веса спарки и стейдж-баллонов, даже алюминиевых плюс «навеснуха» хватает, чтобы была нормальная плавучесть. В воде 3-5°C используешь и костюм теплее, и надеваешь под него больше теплого. В результате нужно добавить к стальным баллонам еще около 16 кг. Задача – разместить их на оборудовании, поскольку грузовой пояс для технических погружений не годится: неловкое движение – он слетит, и дайвер на поверхности. Это та проблема, которой не существует в теплой воде, потому что основным весом является спарка, а случайно она не свалится. Значит, нужны грузовые карманы, которые в теплой воде технодайверы не нагружают сильно. Тут они должны выдерживать большой вес, быть надежными. Я помню, что мы с Игорем Раткевичем дорабатывали снаряжение, делая гибрид из ОМS’овского жилета и Black Diamond’а: ставили грузовые карманы последнего на металлическую спинку. Мы были авторами этого гибрида, потом я его уже у кого-то видел, поскольку он оказался очень удобным. Коэффициент сжатия на глубине становится гораздо сильнее, регулировка плавучести – труднее, но для опытного технического дайвера это проблемы меньшего порядка, чем выполнять все манипуляции в толстых перчатках.

Н.Ч.: Холодная вода – проблема для обычных дайверов. Вас, техников, она должна касаться как нельзя ближе.
М.С.: Да, ты права. Третья группа проблем, одна из самых серьезных, это холод на декомпрессии. На глубине он не так страшен, там проводишь мало времени, 2-3 минуты, поэтому даже в воде 0+4°C замерзнуть не успеваешь. Но после этого висишь около полутора часов на декомпрессии, где вода около +7°C. Все снаряжение должно быть хорошо проверено, подогнано, костюм не должен течь. Иначе, если в такой воде костюм протечет, гипотермия, т.е. переохлаждение, может быть просто смертельной. В этом плане наша команда северных тримиксников предпочитает неопреновые костюмы. Если у тебя протечет триламинатный костюм, то его термоизолирующие свойства пропадают; если же неопреновый 7-8-миллиметровый костюм заполнится водой, то термоизолирующие свойства самого неопрена сохраняются. То же самое относится к неопреновым перчаткам. Специально подбирали такой комплект перчаток, чтобы они были сухие, чтобы насухо стыковались с костюмом. Еще один фактор, который надо учитывать в холодной воде – замерзание регуляторов. В отличие от обычных погружений, например подледных, когда мы на фале, на удалении около 40 м от майны, мы можем выйти в аварийном режиме при отказе регулятора. Когда погружение декомпрессионное, сделать так уже не получится. Поэтому регуляторы проверенные, хорошо обслуженные. Но, тем не менее, декомпрессионные остановки при температуре воды 0-1°C мы не проводили. Я считаю, что если делать такие погружения, то надо брать плюс один баллон по сравнению с тем комплектом, что мы берем в теплой воде. Мы же проводили тримиксные погружения с температурой на глубине 0+4°C и температурой на декомпрессии +5-12°C. Регуляторы, с которыми мы ходим под лед при такой температуре, не замерзают. Конечно, надо прислушиваться к работе регуляторов, слушать каждый вдох. Если есть хоть малейшее подозрение, что регулятор работает не так, надо переключаться на второй и какое-то время дышать из него. Если в первом регуляторе образовался лед, за это время он должен растаять, т.к. воздух перестает через него поступать и регулятор не охлаждается ниже температуры окружающей среды. Вот, пожалуй, основные сложности, связанные с погружениями на газовых смесях в холодной воде.

Н.Ч.: А корректировки в плане погружения делаете? Ведь факторов, повышающих риск ДБ – сколько угодно.
М.С.: Меня много раз спрашивали, вводим ли мы дополнительные алгоритмы на замерзание при расчете погружений. Отвечаю: нет, не вводим, зато одеваемся тепло. Т.е. концепция была не учитывать подмерзание, а теплее одеться. При этом дополнительное облачение увеличивает физическую нагрузку, поэтому поправки на нагрузку мы обязательно вводим в наши программы, которые используем для расчетов режимов декомпрессии.

Н.Ч.: Какой опыт, какая подготовка должны быть у подводника, чтобы делать такие тримиксные погружения?
М.С.: Мы в своих тримиксных погружениях на Баренцевом море следовали следующим постулатам. Я никого никогда не уговаривал нырять на тримиксе на Баренцевом море. Наоборот, отговаривал. Надо понырять на смесях, накопить опыт, сделать после обучения по крайней мере одну тримиксную поездку в теплой воде; накопить опыт погружений в холодной воде, чтобы были десятки таких погружений. Тогда мы можем обсудить тримиксные погружения на Севере. Дело это серьезное. Да и нырять вообще опаснее, чем не нырять, а нырять в холодной воде опаснее, чем в теплой; нырять на большую глубину на смесях и делать декомпрессионные погружения опаснее, чем делать обычные погружения, а совершать тримиксные декомпрессионные погружения в холодной воде – еще опаснее, тут все опасности перемножаются. Поэтому люди должны быть очень подготовленные, должно быть не мене 200 погружений, из которых не менее сотни сделанных в сухом костюме в холодной воде. Если говорить о тримиксе, то таких погружений должно быть не менее десятка. Вот из людей такого опыта и выше сложилась наша команда, которая стала нырять на тримиксе на Баренцевом море. Как она сформировалась из четырех человек, так больше и не увеличивалась. Сейчас есть определенное количество желающих к нашей компании присоединиться. Однако специально мы не продаем путевок на тримиксные поездки на Баренцево море. Если человек очень хочет и понимает, что созрел для таких погружений, то это можно обсудить. Мы должны посмотреть, как он ныряет на тримиксе в теплой воде, как ныряет в сухом костюме в холодной воде, он должен совершить декомпрессионное погружение на воздухе в холодной воде, только после этого можно приступать к «холодным» тримиксным погружениям. Очевидно, что погружения сложные. Большинство технодайверов – люди спокойные, здравые, с аналитическим умом, но если говорить о технических погружениях на Севере, то люди должны быть суперспокойные, без ложной уверенности в себе, готовые работать в экспедиционных условиях и с чувством локтя– без этого никуда.

Н.Ч.: Для таких серьезных погружений необходимы не только опыт и знания самих подводников, но и соответствующая подготовка страхующей команды и специальное водолазное оборудование: найтроксный компрессор, газовые мешалки и сами газы – гелий, кислород. «Картеш» всем этим обеспечивает?
М.С.: Когда мы совершаем технические погружения, всегда встает вопрос про квалификацию страхующей команды. Хорошо всегда нырять в дайв-центре, где команда регулярно ассистирует техническим погружениям и знает все нюансы и особенности. Это начинается с помощи при одевании, когда надо застегнуть все карабинчики, застежечки, помочь пристегнуть стейджи на качке. На Севере этот этап становится гораздо сложнее, потому что дайвер работает в толстых перчатках. Кроме того, команда должна точно вывести технодайвера в заданную точку, потому что дайверы, облаченные в доспехи, даже головой крутят с трудом. Поэтому лучше работать с командой, которая хорошо знает место, хорошо представляет, что нужно дайверу, готова воспринять план погружения и его четко выполнить.

Далее начинается погружение. Человек ушел под воду, выйдет часа через полтора-два, известно место, где он предположительно должен подняться. Может возникнуть какая-то проблема, может быть выброшен желтый аварийный буй – команда должна быстро отреагировать, вывести страхующего подводника, который спустится по бую, взяв запасной баллон с найтроксом. Нужно отслеживать группу по буям, а лучше, если страхующие умеют это делать по пузырям. Может случиться, что буй не будет выкинут, потому что случилось что-то, например, катушка запуталась, буй порвался. Может произойти, что два дайвера ушли под воду, потерялись, один выкинул буй, а другой– нет. В этой ситуации команда должна сообразить, что случилось, и отслеживать одного подводника по пузырям и бую, а другого просто по пузырям.

Ну, вот могу сказать, что команда «Картеша» в этом плане самая квалифицированная и надежная, и никогда мне не бывает так спокойно при нырянии, как когда страхуют наши ребята. Это люди, которые выросли на море, знают его, много лет выполняют такую работу, которая называется страховкой дайверов. В принципе, на Баренцевом и Белом морях страховка выполняется несколько иначе, чем на южных, потому что условия суровые. У нас каждую группу страхует лодка, команда следит с плавсредств и палубы судна и знает, где какая группа находится. Поэтому принципиально страховка «теков» не отличается от страховки «однобаллонников». Мера ответственности другая. Команда «Картеша» на сто процентов умеет страховать технических дайверов. Техническое оборудование, конечно же, имеется. Есть найтроксная мешалка, гелий и кислород у нас в баллонах.

Н.Ч.: Каждый человек находит в погружениях что-то свое. Технические дайверы – особенно. Еще можно понять, для чего лезут в теплые моря на большую глубину: там безлюдно, есть интересные рэки и вообще это – занятие для сильных людей. Но наши северные моря – совсем другое дело. Поездки туда почти эксклюзивны, затонувшие корабли надо еще поискать, хотя их там много, а погружения в холодной воде – не для слабаков. Скажи, как инструктор инструктору: что же привлекает, на твой взгляд?
М.С.: Людей, которые увлекаются техническими погружениями, привлекает не то, чего нет на мелководье,– рэки и животный мир есть и на больших, и на маленьких глубинах. Манит, во-первых, глубина, интересно побывать там, где еще не бывал, и увидеть еще не виденное тобой. Это, на мой взгляд, естественное позитивное желание, которое движет человеком, спускающимся в глубину. Во-вторых, люди, которые осваивают технический дайвинг, даже не глубоководный, а курсы Extended Range, чтобы повысить безопасность погружений, очень часто увлекаются концепцией технического дайвинга. Ты должен научиться жить под водой, решать проблемы, не выходя на поверхность. Дальше – естественное желание пойти поглубже, освоить новый этап. Если люди еще и любят природу северных морей, то возникает желание побывать в глубинах любимого Баренцева моря.

Н.Ч.: А теперь как биолог – биологу: как сильно отличается животный и растительный мир глубин, на которых бывают обычные подводники, от тех, которые доступны вам?
М.С.: Если говорить про животный мир, то есть что-то необычное, космическое на такой глубине. Мы ходили на 87м, там дно уже становится заиленным, в нем – огромное количество моллюсков, крабов, раков-отшельников. В отличие от Красного моря на Баренцевом на глубине 100 м биомасса не меньше, а наверное, даже больше, чем на глубине 10м. Основные промысловые рыбные глубины – не мелководье, на 100-200 м, основные промысловые глубины крабовые – за 100 м. Это связано с тем, что у Баренцева моря достаточно крутые берега, к тому же часто бывают шторма и все, что отмирает на маленькой глубине, падает на дно, где и скапливается. Детритом питается огромное число моллюсков, раков, червей, которые, в свою очередь, являются пищей для рыбы. На Баренцевом море очень интересно посмотреть на этот мир, там нет водорослей, но много животных. Это впечатляет: плывешь вдоль дна, а оно все живое.

Н.Ч.: На какие глубины ходили?
М.С.: Максимальная глубина у нас была 87,5 м, ходили с Александром Астраханом. Всего нас погружалось четверо: Игорь Раткевич, Михаил Щеголевский, Александр Астрахан и я.

Н.Ч.: Вообще, конечно, тримикс на Баренцевом море – вещь эксклюзивная, и технические погружения в холодной воде мало кто делает. Но насколько в мире это занятие практикуется?
М.С.: Не много людей ныряет на гелии в холодной воде. У нас в России это еще такие хорошие специалисты по холодноводным техническим погружениям как Игорь Галайда и Роман Прохоров, очень уважаемые мною люди. Они много ныряли на Балтике, в озерах. В Англии очень сильная традиция технических погружений в холодной воде. Англичане много ныряют в своих водах, и среди них очень много технических дайверов. У российских дайверов есть шанс их догнать и обогнать, все-таки Баренцево море сильно севернее, чем Англия. Россия, конечно, не такая морская страна, но зато у нас есть любовь континентального народа к морю.

Н.Ч.: До Белого моря тримикс еще не добрался?
М.С.: На Белом море мы ныряли метров на 50-55 на воздухе. Условия на Белом море жестче, чем на Баренцевом, вода холоднее, воды Гольфстрима не доходят. На глубине 40-50 м вода круглый год держится около нуля градусов. Белое море темнее, вода менее прозрачная и темная сама по себе. Если на Баренцевом море на 60 м можно без фонаря видеть контуры, силуэты, на Белом море на этой глубине кромешная тьма. Но животных очень много: актинии, кораллы мягкие, раки. Хочется на Белом море сходить на гелии на какую-нибудь тримиксную глубину. Пока наш беломорский рекорд – 55 м.

Н.Ч.: Поделишься планами в холодноводном технодайвинге?
М.С.: Мы пока не рекламируем тримикс на Баренцевом море. Если вы зайдете на наш сайт, то не увидите там предложений такого характера. Это такой закрытый клуб технодайверов Баренцева моря. О нем знают члены не только нашего клуба, мы этого не скрываем. Но я не рассматриваю технический дайвинг как коммерческий продукт, в отличие от погружений с птицами, тюленями и просто прекрасного дайвинга в Баренцевом море. Он не опаснее погружений на Красном море, если к этому подходить с полной мерой ответственности, следуя всем мерам безопасности. Технический дайвинг мы так не предлагаем, но если кто-то хочет, обращайтесь.

Н.Ч.: Миша, хочется пожелать удачи вашему клубу холодноводных тримиксников и когда-нибудь присоединиться к этой теплой компании!

Разговор получился интересным и информативным. Выхожу на палубу, залитую светом полярного солнца. Михаил открывает компьютер и запускает ABYSS – завтра будет новый день и еще одно глубокое, холодное, но удивительное погружение.

Автор выражает глубокую благодарность лично Михаилу Сафонову и команде экспедиционного судна «Картеш» за помощь в подготовке этого материала.

Текст и фото: Наталия Червякова

Рубрики: 6(42)2005, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111