RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » Новости » Анастасия Вертинская и бакинские тайны фильма «Человек — амфибия», трагедии за кадром

Просмотров: 7 567
Об авторе
Автор статьи:

Анастасия Вертинская и бакинские тайны фильма «Человек — амфибия», трагедии за кадром

Сегодня легендарная актриса Анастасия Вертинская отмечает 65-летний юбилей. Сыграв в 1961 году свои первые роли в Ассоль в «Алых парусах» и Гуттиэре в «Человеке-амфибии», которые снимались в Баку, сделали ее первым секс-символом советского кино, а иностранная пресса назвала Вертинскую «самым талантливым сердцем советского кино».

Первая роль Анастасии Вертинской, которой к моменту съёмок исполнилось 16 лет, стала наивная и романтичная Ассоль в картине «Алые паруса» режиссёра Александра Птушко, экранизированная по одноимённой повести-феерии Александра Грина. Съёмки фильма проходили в Коктебеле, Ялте, Баку и Пицунде.

А вторая роль красавицы Гуттиэре в картине «Человек амфибия» , экранизированная режиссерами Геннадием Казанским и Владимир Чеботарев по одноименному произведению Александра Беляева, вообще принесла ошеломляющий успех. Буквально на следующий день после премьеры фильм выбился в лидеры проката 1962 года. Его посмотрело более 65 миллионов зрителей! А молодые Анастасия Вертинская и Владимир Коренев стали тогда первыми секс-символами советской страны. Вертинская играла без дублерши — и сама тонула и Коренева чуть не утопила, когда он на цепи прыгал с борта шхуны. Некоторым критикам не нравилось, что Вертинскую в купальнике показывают, и что она в каждом эпизоде платье меняет. Но результат превзошел все ожидания. В том же 62 году на международном фестивале фантастического кино в Италии «Человек-амфибия» завоевал главный приз.

История создания фильма «Человек-амфибия» сама по себе достойна отдельного увлекательного сценария. Режиссер фильма «Человек-амфибия» Владимир Чеботарев как-то рассказывал, что, когда ассистенты по всему Советскому Союзу разыскивали актеров на главные роли, он дал им установку: у Гуттиэре в глазах должно быть небо, а у Ихтиандра — море. Все подводные съемки, в основном, проводили на Черном море, в местах с самой прозрачной водой — в Голубой бухте Севастополя, на песчаных отмелях Судака, в подводных гротах Коктебеля и бухте Ласпи.

Как Баку стал латиноамериканским городом

А земная часть фильма снималась в Баку в Ичери Шехер. Старые кварталы древней части Баку стали далеким латиноамериканским городом, режиссеры вывесили возле Девичьей башни логотип PHILIPS, так Баку превратился в заграницу.

«Человек-амфибия» стал первой советской картиной, в которой использовались подводные съемки. Многие наверняка помнят сцену, когда на красавицу Гуттиэре нападает акула. Но мало кто знает, что роль хищника, а точнее, его плавника сыграл актер — мастер комбинированных съемок Олег Николаев.

» Эта сцена снималась в специальном бассейне недалеко от Баку, — вспоминает Олег Леонидович. — На экране же создавалось впечатление, что актеры находятся в открытой воде. Вся роль заключалась в том, чтобы плыть под водой, держа на вытянутой руке тот самый плавник весом более пяти килограммов. Самым сложным было задержать дыхание под водой.  Съемки сцен с моим участием длились недолго, поэтому в воде я находился без акваланга. Как и Анастасия Вертинская. Она горела желанием работать и ради съемок научилась блестяще плавать».

Во время съемок фильма «Человек-амфибия» Ихтиандр Владимир Коренев чуть не погиб: » От съемок в Баку у меня на всю жизнь осталось ощущение радости и молодости. И «диковинные рыбы, которых не встретишь даже в самой волшебной сказке». А ведь был на съемках момент, который мог окончиться для меня трагически. Помните, как злодей Зурита (Михаил Козаков) отправлял Ихтиандра искать жемчуг? Так вот, я прыгал в море с пристегнутой цепью, которая хотя и была тонкой, но все же весила килограммов 30. Обычно ее свободный конец держал в руке матрос, стоявший на палубе, но однажды он выпустил ее из рук. Глубина в месте съемок была около 50 метров, я тогда почувствовал, как цепь неумолимо тянет вниз, а отстегнуть ее было невозможно. Меня спасло то, что в воде находился оператор, который увидев, как в кадре прошел незакрепленный конец цепи и быстро сориентировался. Он утопил камеру, но поймал конец цепи…»

Каскадеры и дублеры

Помните сцену, когда Ихтиандр прыгает в воображаемом Буэнос-Айресе с одной крыши на другую? Феноменальный прыжок выполнил акробат-китаец из цирка. При приземлении он отбил себе ноги (между крышами было расстояние 6-8 метров). После съемок его увезли с опухшими конечностями, заплатив бешенные по тем временам деньги — 200 рублей (для сравнения — режиссер за картину получал 800). Что не получилось у акробата, удалось у участника съёмок, оператора Мирона Темиряева:

«Я тоже как-то пробовался дублёром, когда снимали сцену погони Ихтиандра. Представьте себе старый город-крепость Баку, узенькие улочки на ширину вытянутых рук. Четырёхметровый прыжок с одной крыши на другую пригласили исполнить артистов цирка. Те приехали, понастроили страховочных сооружений и начали работать. Прыгнули раз-другой — и всё неудачно: долететь до противоположной крыши никак не удавалось, срабатывала амортизация тех самых страховочных приспособлений. Я не выдержал, решил прыгнуть сам. Разбежался, оттолкнулся от подкидной доски и взмыл ласточкой в воздух. Приземлился по всем правилам — с кувырком… Вуаля! Реакция была неописуемая. Они же не знали, что у меня первый разряд по прыжковой акробатике!»

На глубине снимался вовсе не актер Владимир Коренев, сыгравший человека-амфибию, а — чемпион по подводному спорту Анатолий Иванов. Случилось это в Баку во время съемок эпизода побега Ихтиандра из тюрьмы. Коренев тогда сильно заболел после купания в фонтане (помните кадр, после того, как герой раздал беднякам рыбу, отобранную у злобного торговца?), поскольку накануне сильно перегрелся на пляже, и тут человека-амфибию просквозило… Режиссер Владимир Чеботарев присмотрелся повнимательнее к Анатолию Иванову, который ранее только плавал вместо Ихтиандра, и сказал: «А теперь еще и побегать за него придется!» Что же, Анатолий Иванов согласился, только прямо в камеру не смотрел, старался по возможности отворачиваться. Хотя, на самом деле, Иванов был очень похож на Коренева — тот же цвет волос, одинаковый рост и фигура , а глаза так вообще не отличить!

«К слову, похожая история была и с Настей Вертинской, игравшей возлюбленную Ихтиантра — Гутиэрре. Плавала она чуть лучше Коренева, но нырять боялась. Она долго категорически отказывалась прыгать с корабля, где держали в заточении Ихтиандра, и лишь после того, как увидела свою дублершу — довольно пышную даму из Баку, заявила: «Уж лучше я утону, чем позволю ей себя играть!» И — нырнула довольно хорошо. Видимо, разозлилась сильно, что никого получше ей на замену не нашли… Впрочем, обучением Насти больше занимался чемпион страны по плаванию Рэм Стукалов, нежели я,» — вспоминает Анатолий Иванов.

Баку чуть было не разрушил семью Ихтиандра

Владимир Коренев стал кумиром сразу же после выхода на экраны фильма «Человек-амфибия». Увидев безумную любовь к актеру всех советских прелестниц, миллионы юношей стали подражать сногсшибательному Ихтиандру: в моду у стиляг вошли белые брюки и длинные волосы. При этом поклонницы брали штурмом стены ГИТИСа, в котором учился Владимир Коренев. К такой славе он не был готов, и семейная жизнь артиста дала трещину. Устав от преследований поклонниц мужа, Алла была готова подать на развод. Но Владимир не собирался терять любимую женщину и настоял на сохранении брака. С тех пор прошло сорок восемь лет. В семье актера выросла красавица-дочь Ирина, подарившая своим родителям чудного внука Егора. Вспоминает супруга Коренева Алла Константиновна:

» В мае Володя уехал в Баку на съемки «Человек-амфибия», а я осталась в Москве. Однажды иду по улице Горького в грустных думах. Вроде мужняя жена, а одна. Встречаю Мишу Козакова, и он меня спрашивает: «Ты почему не в Баку? Смотри, Алка, там вокруг твоего Коренева уже вьются некоторые». В Баку я прилетела очень вовремя. Выяснилось, что муж скрыл свою женитьбу от съемочной группы. Не знала об этом и молоденькая Настя Вертинская, с которой он закрутил «служебный роман». Я хотела тут же вернуться в Москву и подать на развод, но меня остановили мудрые жены коллег: «Куда ты, глупая? Володе нужно хорошо питаться, и ты должна быть рядом». Я осталась и потом поняла, что, пересилив обиду, добилась почти невозможного. Володя — ветер, который очень трудно ухватить, а я это сделала».

Шлягер

В этом фильме дебютировал и композитор Андрей Петров, слова из которой «Нам бы, нам бы всем на дно. Там бы, там бы пить вино» стали шлягером 60-х, вспоминает режиссер фильма Владимир Чеботарев.

» Дело в том, что сначала был другой композитор. Пестуя молодого режиссёра, мне посоветовали большого композитора, преподавателя Гнесинки, руководителя курса, который начал писать мне музыку. Когда он прислал несколько кассет в Баку, где мы тогда находились, и я соединил её с уже готовыми текстами, то понял, что моему фильму конец. В этой музыке не было той романтики, которой я хотел, той стильности и современности. Я понял, что мне нужно с этим композитором расставаться. И тогда я решился, к великому возмущению музыкального отдела студии, расторгнуть с ним договор. Я был знаком с Петровым, он был, как и я, ленинградец. Привёз его в Баку, показал материал. И через десять дней он прислал две кассеты потрясающей музыки к песням и основную музыкальную тему фильма. Я, в некотором роде, дал путёвку в жизнь этому замечательному композитору».

Трагедии за кадром

В фильме «Человек-амфибия» звучит мрачноватая песня: «Уходит рыбак в свой опасный путь, «Прощай», — говорит жене. Может, придется ему отдохнуть, Уснув на песчаном дне». Ее исполнил тогда еще подававший большие надежды молодой азербайджанский певец Эльман Расул-заде. Его судьба трагична. Темным бакинским вечером он и его приятель защитили девушку от уличной шпаны. Эльман вступился за девушку, завязалась драка, в ход пошел нож. Один из участников драки получил ножевое ранение. Толпа разбежалась при первых признаках случившегося, а подоспевшая милиция арестовала склонившегося над раненым певца. Суд отправил его в тюрьму, из которой он вышел с туберкулезом. О возвращении на эстраду не могло быть и речи, Эльман работал на стройках и любой сдельной работе. Семьи он так и не создал, друзей не стало. Под конец жизни прикованному к постели певцу некому было подать стакан воды. И однажды весной исполнитель хита «Человек-амфибия «свел счеты с жизнью — облил себя керосином и поджег одну из трех последних оставшихся у него спичек. По злой иронии судьбы, сгоревшая холостяцкая квартира Расул-заде располагалась в «Ичери-шехер», где снимали эпизод фильма.

Уже нет в Баку и кафе «Наргиз», где исполняли другой хит — «Эй, моряк, ты слишком долго плавал». Мало кто помнит, что это кафе назвали в честь обворожительной загадочной бакинки, женщины сложной судьбы: восторженных поклонников, славу неприступной женщины и богатство сменил долгий тюремный срок — Наргиз обвинили в валютных махинациях.

Анастасия Вертинская и бакинские тайны фильма «Человек — амфибия», трагедии за кадром

Рубрики: Новости

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111