RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 3(39)2005 » Лонгиманусы рифа Эльфинстоун

Просмотров: 2 234
Об авторе
Автор статьи:

Лонгиманусы рифа Эльфинстоун

Архивная статья из № 3 (39) за 2005 г.

«А теперь скажем Красному морю «спасибо» за встречу с настоящей океанической белоплавниковой акулой в последний день нашего сафари», – торжественно вещал, выйдя из зодиака на бот, опытный инструктор своим подопечным – начинающим дайверам.

Мы с напарником едва сдерживали желание рассмеяться – плыли в 50 метрах впереди их группы и кроме парочки среднего размера рифовых акул ничего не видели. «Заливает!» – решили мы, и пошли завтракать. После завтрака – последний дайв программы. Как-то сама собой родилась мысль нырнуть вдвоем раньше основной группы, чтобы потом спокойно заниматься снаряжением. Предупредили инструктора, пообещали ему, что не пойдем глубже 15 метров – завтра перелет. Сделаем пару фотографий на фоне рифа и – назад…

И вот прямо с бота мы пробиваемся через сильное течение к рифу, погружаемся на 15 метров, заплываем за поворот у плато… и чуть не нос к носу встречаем примерно двухметровую океаническую белоплавниковую акулу, украшенную парочкой полосатых рыб-лоцманов. Практически не пошевелив хвостом и не посмотрев в нашу сторону, она принимает чуть подальше от рифа и набирает глубину. И продолжает плыть как плыла, без видимых усилий скользя против течения. Мы же, энергично работая ластами, пытаемся догнать ее и сделать снимок. Теперь-то я знаю, что это иллюзия – ощущение того, что ты можешь догнать акулу, даже самую расслабленную, не шевелящую хвостом. А тогда ластами помахали на 30 метрах от души, и воздух куда-то почти весь подевался… Награда – снимок хвоста акулы, заплывающей за угол рифа. А также белоперая и серая рифовые акулы, встреченные нами позже. Риф Эльфинстоун был во всей своей красе.

Следующая встреча с океаническими белоплавниковыми акулами (Carcharhinus longimanus) произошла у меня через полгода. Место встречи изменить нельзя, все тот же риф. Уже после дайва, выходя на корабль, мы встречаем компанию молодых (не более полутора метров) лонгиманусов, кружащихся под ботом. Какая будет реакция у группы дайверов, когда раздается предостережение– «акулы!»? Правильно, все попрыгали в воду. У акул явно было игривое настроение – молодежь. Они быстро плавали между дайверами, начиная как будто с серьезными намерениями отбивать кого-то из нашей компании, отрезая от остальных и начиная еще быстрее нарезать вокруг него круги. У выбранного для такой игры дайвера улыбка пропадала с лица и он начинал бешено грести в сторону бота. Обогнать под водой акулу? – иллюзия… Поразминавшись таким образом на мелких и средних дайверах, акулята почувствовали себя способными к серьезным подвигам и закружили веселый хоровод вокруг Андрея Нестерова, генерального директора и издателя ОКТОПУСА. Но последний показал им знак «пасть порву», и стая в испуге забилась под соседний бот и долго не хотела вылезать оттуда. На этот раз под водой мы видели одновременно до четырех акул, все были размером не более полутора метров. С тех пор у меня осталось впечатление, что океаническая белоплавниковая – самая обычная акула, которая встречает и провожает дайверов, ныряющих с сафари-ботов на юге Египта– так как рифом Эльфинстоун обычно начинают или им завершают большинство таких маршрутов.

И поэтому меня удивил однажды в Судане мой напарник-швед. Обнырявший за 20 лет большую часть глобуса, он сказал, что хаммерхеды – это хорошо, но его заветная мечта – сделать снимок океанической белоплавниковой акулы, которую он пока не встречал. «Я знаю точный адрес, где она тебя ждет – риф Эльфинстоун!» – сказал я ему, но он мне не поверил. Не может быть, чтобы заветная мечта исполнялась в таком обычном для дайверов месте. Для этого нужны намного более экзотические направления. Южная Африка, например. Смотрю сайт одного из тамошних дайв-операторов. Большая белая – это понятно. Песчаные акулы-тигры – их в сезон в пещерках как кильки в банке, с бычьими акулами тоже все хорошо. Но что это? – суперспецпредложение для самых бывалых – дайв-сафари «в поисках океанической белоплавниковой акулы». За очень дополнительные даже для ЮАР деньги. И приписка мелким шрифтом – мест нет!

Начинаю понимать, что мои предыдущие встречи с этой акулой – это просто подарок, один из дорогих подарков Красного моря. Так же как более чем двухметровая мола-мола (луна-рыба), посмотреть которую дайверы приезжают в Малайзию и с которой мы повстречались на Малом Брате. В предвкушении будущих встреч даже захотелось узнать побольше про лонгимануса. Итак, что же я выяснил…


Океаническая белоплавниковая акула (Carcharhinus longimanus) – это большая пелагическая акула тропических и умеренно теплых (более 18°C) морей. Обычно встречается в открытом море, редко приближается к берегу – в районах островов и рифов, поднимающихся с большой глубины. Плотное «типично акулье» тело с длинными передними плавниками (отсюда специфическое название «лонгиманус», что в переводе с латыни означает «длиннорукий». Спинной плавник закругленный. Окончания передних и спинного плавников обычно имеют белые пятна. Максимальный размер 4 м, обычно не больше 3 м, максимальный вес 170 кг. Как и все акулы, логиманус – хищник. Питается в основном пелагическими костистыми рыбами, но не отказывается и от падали. Обычно одиночки, собираются в группы только у источников пищи. Описываются и как медлительные и ленивые, и как любопытные и настойчивые. Все сходятся на том, что они крайне непредсказуемы. Живородящи, вынашивают от 1 до 15 акулят.

Один из четырех видов акул, нападения которых на человека имеют многочисленные документальные подтверждения. Остальные в этой славной компании – белая, тигровая и бычья акулы. Лонгиманусы обычно не опасны для дайверов или пловцов, чего не скажешь о жертвах кораблекрушений. Во время Второй мировой именно они наводили ужас на моряков воюющих флотов, количество их жертв часто исчислялось сотнями. Когда пароход «Нова Скотиа» был торпедирован и затоплен германской подлодкой у берегов провинции Наталь в Южной Африке, из 900 человек на борту (750 из них итальянские военнопленные) спаслись только 192. Остальные, по описаниям выживших, стали жертвами именно океанических белоплавниковых акул.

Различные оценки их поведения исследователями объясняются тем, что ни одна пелагическая акула не может остановиться и не плавать – они тяжелее воды и не имеют специальных приспособлений для вентиляции жабр в неподвижном состоянии. Поэтому большую часть времени проводят, медленно плавая недалеко от поверхности – это было бы напрасной тратой энергии плавать быстрее, если нет повода. Но их поведение резко меняется, когда рядом находятся потенциальные источники пищи. Они «включают режим хищника» и становятся намного быстрее и агрессивнее. «За обеденным столом» они главенствуют над остальными пелагическими акулами, такими как шелковая или синяя. Очень любопытные, настойчивые и смелые, когда дело касается пищи, они могут внимательно исследовать все встречное, включая дайверов!

Собираясь в очередной раз на юг Красного моря, я с нетерпением ждал новой встречи с рифом Эльфинстоун. Тем более, что от знакомых инструкторов, работающих в Марса-Аламе, я знал что теплая компания белоплавниковых вернулась на риф в сентябре 2004 г. после нескольких месяцев отсутствия.

И вот Эльфинстоун. Еще до погружения замечаем тени, скользящие под водой. Похоже, они подросли. Гид объясняет нам, что кормить акул неправильно, поэтому рыбой мы их кормить не будем (они от этого дуреют!), поэтому он будет кормить их курочкой.

В начале погружения часть дайверов, имеющая техническую сертификацию, проходит арку у южного плато рифа. Арка небольшая, прекрасно освещена полуденным солнцем, несмотря на глубину. Верх арки на глубине 49 м, низ – на 58 м. Фотографирую необычный камень в центре арки. Вот ты какой, камень эльфов. Поднимаемся на 20 м, где остальная часть группы уже общается с акулами. Действительно, подросли. Их не менее шести, размером до двух метров. Большинство с полосатыми лоцманами, а одна из них облеплена крупными лоцманами настолько, что иногда скрывается за ними из виду. Наверное, недавно позавтракала. Они степенно плавают между дайверами, как будто присматриваясь и оценивая питательность каждого из нас. Гид с уверенным видом достает кусочек курочки и, держа его в протянутой рукой перед носом вальяжно проплывающей рядом акулы, делает движение рукой и всем корпусом типа «цыпа-цыпа». Акула тыкается носом в угощение и с выражением величайшего презрения на морде продолжает путь. Жестом показываем гиду, что он может скушать курочку сам…

Они не смотрят на вас, но постоянно держат в поле зрения. Попытки фотографирующих сократить выбранную ими обычную дистанцию в 2-3 метра чаще всего пресекаются грациозным изменением направления движения. При этом сами они иногда проходят совсем близко, в метре от вас, едва не касаясь длинными плавниками. В основном они приближаются в тех случаях, когда плывут из задней, по отношению к дайверу, полусферы и дайвер их не видит. На вспышку моего фотоаппарата не обращают внимания. Но когда я фотографирую голову акулы крупным планом с расстояния менее метра, то замечаю, что глаза акулы закрываются пленкой во время вспышки. Также они защищают глаза во время атаки. Покружившись вокруг нас минут двадцать, они возвращаются к привычным маршрутам патрулирования – от стоянки кораблей и зодиаков до рифа на глубине два-четыре метра. Замечательные возможности для сноркелинга. Вот уже большая часть группы возвращается на корабль, технодайверы завершают декомпрессию. Для них дайв продлился более полутора часов. Теплая прозрачная вода, спокойное море, ближе к поверхности спины проплывающих рядом акул освещены солнечными бликами. Жизнь налаживается, не хочется думать про офис. Акулы неагрессивны, но вид у них очень серьезный и внушительный. Еще более серьезно смотрят на нас лоцманы. Что контрастирует с их смешными полосатыми пижамами.


Кстати, о лоцманах. Рыба-лоцман, pilot-fish (Naucrates duclor) – пелагическая рыба из семейства ставрид. Хорошо известна тем, что составляет компанию судам и большим рыбам, в особенности акулам. Специалисты отрицают какую-либо полезность для акулы от такого соседства. Теория о том, что рыбы-лоцманы выводят акулу, у которой неважно развито зрение, на добычу, не нашла подтверждения. Не являются они и чистильщиками кожи. У рыбы-лоцмана с акулой не больше связи, чем с кораблем, который она также может сопровождать. Лоцман получает экономию энергии за счет движения в пограничном слое акулы, а также объедки со стола. Во время атаки акулы лоцманы ее покидают и наблюдают за происходящим со стороны. При этом никогда не отмечались атаки акул ни на лоцманов, ни на прилипал.

Во время следующего дайва, когда гид повел группу от корабля к рифу, два лонгимануса затесались в середину группы и так и плыли несколько минут. Акулы и дайверы с интересом поглядывали друг на друга. Но вот акулы развернулись и, казалось, удивились, когда дайверы поплыли к рифу. Не желая их разочаровывать, мы с напарником вскоре тоже развернулись и вернулись к кораблю, поплавать напоследок с этими удивительными созданиями. Увидим ли мы их в следующем году? И какими они будут – ведь уже сейчас это вполне взрослые двухметровые акулы…

Текст и фото: Андрей Рянский

Рубрики: 3(39)2005, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111