RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 3(39)2005 » Урок №2 (мастер-класс подводной цифровой фотографии)

Просмотров: 3 108
Об авторе
Автор статьи:

Урок №2 (мастер-класс подводной цифровой фотографии)

Архивная статья из № 3 (39) за 2005 г.

В перерывах между погружениями подводные фотографы не всегда обеспечены чистой, сухой и защищенной поверхностью, чтобы сменить пленку, носители информации или объективы. С этим обстоятельством следует считаться при покупке. Все эти операции должны проводиться самым простым способом и без всяких инструментов.

Снаряжение. Если фотограф вдруг падает в воду с судового трапа, с камерой для подводной съемки ничего с ней должно случиться (хотя, конечно, берегите себя). Надежные подводные камеры, естественно, водонепроницаемы и рассчитаны на давление воды, так чтобы их владельцы могли спокойно работать под водой.

В связи с этим я не буду останавливаться на отдельных деталях, а опишу, какой должна быть хорошая подводная камера, с которой можно было бы работать во всех жанрах подводной фотографии. Требования, которые фотограф предъявляет к своему оборудованию, по-существу, одинаковы как для аналоговых, так и для цифровых камер. Единственное различие в том, что в первом случае свет падает на светочувствительный слой фотопленки, во втором – светочувствительную матрицу.

Камера с видоискателем или зеркалка? Этот вопрос волнует многих! Ответ зависит, в основном, от того, сколько времени фотограф может посвятить своему хобби. Остановимся на самых распространенных системах фотоаппаратов, их возможностях и характеристиках. Это поможет принять верное решение.

Камеры с видоискателем. Подобные камеры являются системами, которые не позволяют непосредственно видеть объект съемки через объектив. Видоискатель для визирования располагается отдельно сверху камеры, и для фокусировки объектива необходимо установить расстояние по метражной шкале, или же в камере включен автофокус – элемент, которым обычно оснащены простые автоматические модели фотоаппаратов.

Современные цифровые камеры (здесь показана камера AQUAPIX) встроены в прозрачный корпус из искусственного материала. Они обеспечивают прекрасный обзор монитора для визирования и построения кадра.

Для большинства самых распространенных цифровых камер фирма SEA&SEA предлагает адаптер для сменных оптических насадок. Их можно менять под водой, и они позволяют получать от снимки в диапазоне от макро до широкоугольных.

Фотограф с камерой SEACAM "SILVER" NIKON D-100 в корпусе при широкоугольной конфигурации.

Так как видоискатели наземных камер очень малы и при надетой маске пользоваться ими очень неудобно, необходимо использовать внешний видоискатель (например, предлагаемый фирмой SEA&SEA). Подобные видоискатели имеют зеркальные рамки или сменные маски, предназначенные для различных фокусных расстояний. Проще обстоит дело с цифровыми камерами с электронным видоискателем, поскольку сделанный из акрила корпус позволяет видеть монитор камеры. Они часто используются людьми с небольшим опытом в фотографии, или теми, кто не предъявляет высоких требований к будущим снимкам.

Хороший видоискатель является «альфой и омегой» подводной фотографии. Фирма SEACAM разработала для своего профессионального корпуса «SILVER» специальный спортивный видоискатель, который может поворачиваться на 45°. Он дает полный обзор и может поворачиваться при получениие снимков вертикального формата.

Камеры с отдельным видоискателем позволяют получать снимки в широком диапазоне: от крупноплановой съемки (масштаб изображения 1:2) до, при наличии широкоугольного объектива или оптической насадки, снимков с углом изображения до 80 градусов. Некоторые производители, например фирма NIKON для камер Coolpix, предлагают оригинальные широкоугольные оптические насадки, вплоть до модели fisheye («рыбий глаз»), которые крепятся непосредственно на объектив фотокамеры перед тем, как поместить ее в бокс. Другую нишу заняла фирма SEA&SEA, продающая насадочные линзы для макросъемки и оптические насадки для суперширокоугольных планов, которые могут с помощью адаптера крепиться на соответствующий корпус прямо под водой.

Важнейшим элементом снаряжения как в цифровой, так и в аналоговой фотографии является вспышка. Чтобы фотографировать без проблем, вспышку нужно расположить на гибком или поворотном рычаге на расстоянии минимум 30 см от объектива.

В аналоговой фотографии корпус камер с видоискателем достаточно компактен. Наиболее разумно было бы обзавестись камерой-амфибией. Подобная аппаратура является водонепроницаемой и создана специально для подводной фотографии, хотя ее можно использовать и при съемках на суше. В таких фотосистемах все согласовано, имеются всевозможные комплектующие, в том числе – оптические насадки для суперширокоугольных планов и макрофотографии. Лидером на рынке здесь многие годы была легендарная марка NIKONOS. К сожалению, фирма NIKON прекратила производство камер-амфибий, однако в продаже камеры есть, и возможность их купить еще долго сохранится.

Большой выбор камер-амфибий предлагает японский производитель SEA&SEA: от простой камеры MX-5 до полупрофессиональной системы MM-III. Последняя оборудована всеми элементами, которые позволяют работать в воде очень эффективно. Она имеет встроенный 20-миллиметровый объектив, светящийся LCD-индикатор, пилот-освещение для кадрирования в темноте, два режима экспозиции, регулировку диафрагмы, выдержки и др. Для этой камеры существует набор сменных оптических насадок от «рыбьего глаза» до макролинз с масштабом 1:2, так что вы будете вооружены в любой ситуации.

Зеркальные фотоаппараты. Многие мечтают пойти на фотоохоту с зеркальной камерой. И здесь немалую роль могут играть различные факторы.

Если вы хотите что-то попроще, но и не желаете отказаться от крупных планов и широкоугольных снимков, лучше всего использовать надежную аналоговую камеру MX-10.

Многие камеры, даже выпускаемые известными фирмами, не могут быть встроены в единый бокс, поскольку отсутствует необходимое согласование отдельных элементов и технических деталей. Это связано с тем, что большинство имеющихся в продаже боксов предназначены для камер NIKON и CANON, так же сконструированы немногие модели других производителей. Причину этого можно искать в высоком качестве указанных марок фотоаппаратов и в их популярности на рынке. Многие детали, о которых мы говорили применительно к простым камерам с видоискателем, относятся также к SLR-камерам, то есть к зеркалкам. Зеркальные фотоаппараты, установленные в функциональном корпусе-боксе, удовлетворяют всем запросам – при условии, что с ними правильно работают. Этот последний момент многие недооценивают. Я не стал бы никому советовать сразу приобретать высококлассное снаряжение со всеми прибамбасами. Напротив – не делайте этого! Чтобы овладеть подобной техникой и понять согласованность всех элементов, необходимы не просто начальные знания фотографии. Вам придется со всем оборудованием провести многие часы под водой, чтобы потом в любой ситуации быстро сориентироваться и сделать снимок. Кто не хочет или не может затратить время на учебу, тому лучше работать с цифровой камерой с видоискателем или камерой MOTORMARINE.

Ваш "инструмент" должен иметь встроенную вспышку и лежать абсолютно удобно и невесомо в руках. Только тогда можно правильно выбрать кадр и легко работать в любой позиции.

Снимая SLR-камерой, вы имеете, конечно, гораздо больше козырей на руках. Один из них – это возможность использовать гораздо большие фокусные расстояния, от снимков с углом изображения 180 градусов до макроснимков с масштабом 1:1, а при использовании насадок, до масштаба 2:1. Когда наши коллеги на суше без проблем могут использовать всю палитру фокусных расстояний, мы под водой должны действовать с осторожностью.

Не из-за того, что мы не можем себе это позволить, а потому, что видимость под водой не позволяет снимать удаленные объекты, и к тому же многие объекты находятся в подвижном состоянии. Наш рабочий диапазон дистанций простирается от нескольких метров до нескольких сантиметров, при этом нам нужны прежде всего широкоугольные и макрообъективы.

Корпус SUBAL для камеры CANON EOS 300-D. Стильный дизайн корпуса для любителей.

Особо важным элементом является видоискатель, поскольку именно в нем происходит action. К сожалению, существуют лишь единичные наземные камеры, которые позволяют вместо обычного видоискателя установить спортивный. При этом подводный фотограф, несмотря на маску, может охватить взглядом все видимое поле. Большинство аналоговых и цифровых SLR-камер не позволяют этого. Здесь приходится наводить на объект с помощью маленького наземного видоискателя.

То же происходит при работе с цифровыми камерами, поскольку мониторы у них служат лишь для оценки уже получившейся картинки. Для этих и всех других камер некоторые изготовители разработали внешние спортивные видоискатели. Наверняка самым лучшим является 45-градусный спортивный видоискатель фирмы SEACAM, который дает чудесный вид.

Аналоговая камера-амфибия MOTORMARINE lll является в настоящее время лидером на рынке. Набор дополнительных элементов позволяет владельцу делать прекрасные снимки в диапазоне от макро до снимков с помощью объектива типа fisheye.

Вместо обычного визирования через смотровой иллюминатор корпуса в качестве простого вспомогательного средства служит так называемый «Magnifinder» – линзовый окуляр, позволяющий видеть весь экран фотокамеры целиком. Подобный видоискатель является очень важным элементом, который обязательно следует учитывать при покупке бокса, так как рано или поздно, когда ваши запросы вырастут, вас уже не будет удовлетворять обрезанная картинка в обычном смотровом иллюминаторе.

Все известные корпуса на сегодня изготавливаются из высококачественных материалов и имеют по большей части стильный дизайн. Это радует глаз, но для того, чтобы работать без проблем, нужно согласование других элементов: лежит ли корпус удобно и невесомо в руке? Хорошо ли согласованы важнейшие обслуживающие элементы, можете ли вы ими управлять, не отрывая камеру от глаз? Подходит ли все это к женской руке или для фотографов с короткими пальцами?

Даже лучшее снаряжение не всегда обеспечивает желаемый успех, если подводит недостаток опыта подводного ныряния. Параллельно с опытом в подводной съемке следует овладевать техникой ныряния. Подводные снимки делаются в парящем положении, поэтому требуется идеальная плавучесть. В состоянии ли вы со всей своей фотоамуницией сохранить под водой это положение по крайней мере в течение 3 минут?

Каждый фотограф рано или поздно дорастет до суперширокоугольного объектива или даже до объектива fisheye. При этом необходимо заранее выяснить, имеет ли желаемый корпус также 180-градусные порты с диаметром сферы минимум 16 см, а лучше 20 см или еще больше.

Тему «Вспышка» мы рассмотрим в нашей «Фотошколе» очень подробно. Главное внимание будет обращаться на правильную технику вспышки, но будет рассмотрено и соответствующее оборудование.

Опережая события, скажем, что без вспышки не обойтись в любом случае! Даже если было бы достаточно одной лампы постоянного света, при крупноплановой цифровой фотографии не удается получить хорошей резкости снимка, так как необходимо устанавливать короткую выдержку, для которой света нормального подводного фонаря обычно недостаточно. Однако очень хорошие результаты может дать комбинация из вспышки и подводного фонаря при крупных планах и макрофотографии, сделанных цифровыми камерами. Еще один важный момент – все встроенные в камеры вспышки должны использоваться под водой с большой осторожностью. Положение вспышки вблизи объектива приводит к тому, что взвешенные в воде частицы освещаются непосредственно, и на снимках они будут видны как белые пятна. Чтобы действительно получить потом удовольствие от подводных снимков со вспышкой, нужно иметь возможность для подключения внешней вспышки, независимо от того, пользуетесь ли вы аналоговой или цифровой системой. При этом не играет никакой роли, используете ли вы водонепроницаемый кабель или, как в современных цифровых камерах, оптический кабель.

СОВЕТЫ ПОКУПАТЕЛЮ


Аналоговые камеры с видоискателями


Цифровые камеры


SLR камера в корпусе


Имеется ли возможность, используя встроенный объектив и оптические насадки, делать широкоугольные снимки с углом минимум 80 градусов и крупноплановые или макроснимки с масштабом минимум 1:2.


Отсутствие задержки при включении или очень короткая задержка, что важно при съемке подвижных объектов.


Лежит ли корпус под водой в руке нейтрально и невесомо.


Имеется ли возможность подсоединить автоматическую TTL
вспышку или ручную вспышку, причем расположить ее по крайней мере в 3040 смот объектива.


Минимум 3 мегапикселя, лучше больше, что позволит делать высококачественные отпечатки размером 18X24 cм или большего формата на фотобумаге.


Достаточно ли хорош обзор монитора и удобно ли работать со всеми элементами. Преимущество имеет солнечная бленда из резины для видоискателя.


Имеются ли приспособления для установки внешнего видоискателя.


Так как под водой мы наводим камеру не через маленький видоискатель, а через монитор, то камера не должна «пожирать» энергию. Аккумуляторы должны выдерживать работу в течение 50 минут.


Имеется ли возможность так расположить или встроить видоискатель, чтобы, несмотря на маску, мы хорошо видели картинку.


Не обязательно, но имеет свои преимущества автофокус.


При одном погружении быстро можно сделать 40 снимков. Так как большинство фотографов любят снимать с высоким разрешением, то носитель информации должен иметь достаточный объем.


Удобно ли работать вручную со всеми элементами: диафрагмой, выдержкой, монитором и др.


Можно ли изменять выдержку затвора в случае использования смешенного освещения.


Имеется ли возможность, используя встроенный объектив и сменные оптические насадки, делать широкоугольные снимки с углом минимум 80 градусов и крупноплановые или макроснимки с масштабом минимум 1:2.


Предусмотрены ли большие порты для объективов  типа fisheye.


Можно ли использовать пленку с чувствительностью от 50 до 400 ед., или имеет ли камера DX
индикатор.


Имеется ли возможность подсоединить внешнюю вспышку и расположить ее минимум на расстоянии 30, а лучше 40 см от объектива.

 

 


Большое преимущество цифровых камер состоит в том, что можно контролировать под водой будущую картинку. Для этого необходимы хороший обзор монитора и удобство в работе со всеми элементами.

 


Текст и фото: Kurt Amsler

Перевод: Семен Левиков

Рубрики: 3(39)2005, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111