RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 2(38)2005 » «Карнатик»

Просмотров: 2 556
Об авторе
Автор статьи:

«Карнатик»

Архивная статья из № 2 (38) за 2005 г.

Эта история произошла очень давно, тогда, когда ветер шумел в парусах уносившихся вдаль кораблей, а в сердцах моряков жило стремление открывать новые земли…

Волны ласкового южного моря переливались желто-голубыми оттенками, и, соединяясь где-то там, за горизонтом, с небом, на котором оранжевый диск солнца завершал свой путь, замыкали круг бытия.

Легкий бриз трепал приспущенные паруса, унося вдаль шум волн и еле слышные крики чаек. Александрийский порт заметно опустел после того количества людей, которое капитан Джонс наблюдал сегодня днем. Казалось, что груз, который доставил сюда тот или иной корабль, перетаскивали с места на место тысячи муравьев, и только Бог ведал, что и куда нужно было складывать и разгружать. Достав золотые часы с гравюрой на крышке в виде якоря, капитан всмотрелся в циферблат. Половина десятого. Отличный сентябрьский вечер 1869 года успокаивал и навевал мысли о старой, доброй Англии.

– Сэр, все пассажиры на борту, сэр! – прервал уединение Джонса первый помощник, – За исключением одного, из первого класса.

Джонс опять посмотрел на стрелки часов.

– У него еще есть время, ждем десять минут, – взглянув на молодого человека из-под козырька, ответил капитан.

Это был не старый человек, лет пятидесяти, с загорелым лицом и обветренными губами.

Седые бакенбарды прибавляли ему солидности, а белоснежная фуражка с золотыми вышитыми якорями добавляла важности и респектабельности. Синий сюртук сидел на его фигуре отменно и говорил о том, что его владелец считает эту деталь своего туалета далеко не последней.

– Жарко сегодня, да и душновато, – обратился Джонс к первому помощнику.

– Да, сэр, это не Лондон, – согласился молодой человек, немного распуская галстук. – Но смею заметить, сэр, это уже никуда не годится, я о пассажире, сэр!

– Терпение, мой друг, терпение! Везде успевает тот, кто никуда не торопится.

Часы показывали без пяти минут десять.

Вдруг из-за бухты пенькового каната показался человек с саквояжем в руке. Он приблизился к трапу и, ловко пробежав по нему, оказался на палубе.

– Добрый вечер, господа! – обратился он к Джонсу и первому помощнику. – Я надеюсь, мы отчалим вовремя?

– Я прошу занять ваше место в каюте, – коротко оборвал его первый помощник. – Мы отправляемся…

– Баковым на бак, ютовым на ют! По местам стоять, со швартовых сниматься!.. Самый малый вперед! – доносилось с капитанского моста. И, выпуская клубы сизого дыма, красавец «Карнатик», вздрогнув, стал медленно покидать Александрийский порт. Это было новейшее судно, которое будоражило воображение авангардистов и не давало успокоиться консерваторам.

Лайнер имел в длину 89 метров, ширина составляла 9 метров, а грузоподъемность доходила до 1776 тонн. Паровая машина выдавала 11 700 лошадиных сил при скорости 13,9 узла. Парусное оснащение дополняло его достоинства и придавало ему классические очертания. Прошло совсем немного времени с того момента, как он сошел со стапеля и отправился 27 апреля 1863 года в свое первое плавание из Саунтгемптона в Александрию.

И вот сегодня, 12 сентября 1869, неся на своем борту 230 пассажиров, консигнационную партию монет стоимостью в 40 тыс. фунтов стерлингов, груз хлопка, партию вина и лондонской содовой, «Карнатик», рассекая форштевнем волну, отдался в объятия голубого моря. Пассажиры с нескрываемым интересом следили за действиями команды, которая, рассыпавшись по реям, ставила паруса. Ветер, весело наполнив парусину своей силой, уносил корабль в его последнее плавание.

«Опоздавший» пассажир в костюме по парижской моде, прогуливаясь по палубе, учтиво раскланивался с дамами, небрежно дотрагиваясь рукой до полей своей шляпы.

Смеркалось. Ветер усиливался, обещая лайнеру пару лишних узлов. Джонс, стоя на мостике, пил прекрасный черный кофе, купленный им в Бомбее, и, щурясь, пытался отогнать от себя мысли о событиях недельной давности.

– Какого дьявола эти «писари» делают в Географическом королевском обществе? Тысяча чертей им под ребро! – вспоминая неприятный случай, напутствовал «добрыми» словами картографов Джонс. Именно из-за картографических ошибок «Карнатик» сел на мель около Александрии и благодаря только одному Господу прилив снял судно с отмели, сохранив корабль.

– Еще кофе, сэр? – прервал неприятные мысли кок – добродушный парень с серьгой в ухе.

– Нет, Рич, спасибо! – отозвался капитан, протягивая ему чашку. Да, дружище, это тебе не мыс Горн! Я горжусь тем, что под моим началом ходят такие ребята. Ведь свою серьгу ты получил именно за то плавание, о котором я слышал от тебя столько раз?

– Да, сэр. Именно. Потрепало нас тогда. И если бы не леер, кормил бы я сейчас рыб.

– Хорошо, иди, Рич! Тебе готовить к утру завтрак этим снобам из первого класса.

Кок, ловко пробираясь между снастями, скрылся в сгущающейся темноте.

«Да, вот и еще один день исчез в синеве волн, унося чаяния и невзгоды», – пронеслось в голове у Джонса. – Следи за компасом, малый! – прикрикнул он на вахтенного и пошел в свою каюту.

– Капитан, капитан!!! – Всматриваясь в темноту, вахтенный матрос, казалось, покинул свое тело, находясь где-то там, впереди бушприта. Джонс, застегивая на ходу воротничок сорочки, поднялся на мостик. Впереди он видел белую пену волн, что указывало на рифы.

– Какого дьявола!!! Опять эти карты!? Откуда здесь рифы?– выругался он – Лево руля! Стоп машина! – кричал капитан.

И «Карнатик» стал медленно уходить влево, уводя свой нос от предательской западни. Но было уже поздно, судно тряхнуло, раздался грохот лопающейся обшивки и хруст ломающихся кораллов.

«Господи! На тебя уповаем!» – пронеслось в голове у Джонса.

«Карнатик» плотно сидел на рифе Абу-Нухас, который на карте находился в стороне.

Крики людей заполнили темноту. Мольба женщин, ругань и вопли раздавались везде. Кто-то бежал к шлюпкам.

Джонс взглянул на часы. Час ночи 13 сентября. Это не сон! Это реальность!

– Первый помощник! Доложить о повреждениях!

– У нас пробоина в районе носа, ниже ватерлинии, сэр, мы прочно сидим на рифе, сэр! – отрапортовал первый помощник.

– Майкл, соберите пассажиров, мне нужно с ними объясниться!

Толпа с испуганными лицами окружила Джонса.

– Дамы и господа! У нас нет поводов для паники! Мы плотно сидим на этом чертовом рифе, и я надеюсь, с Божьей помощью мы освободимся из плена завтра утром во время прилива. А теперь идите по каютам и постарайтесь уснуть. Я повторяю, у нас нет поводов для беспокойства! Майкл! Если мне не изменяет память, за нами шла «Суматра»?

– Так точно, сэр!

– Отлично, это очень кстати! Ну а теперь нам надо всем успокоиться и дождаться рассвета…

С первыми лучами солнца все стали ждать «чуда». Прилив в этом месте был не сильным, и поэтому нос судна так и не смог сдвинуться с места. Стало очевидным, что корабль нужно будет покинуть. «Суматру» Джонс ожидал увидеть по его расчетам в ближайшие сутки. Было решено провести вторую ночь на корабле, не разворачивая спасательных работ.

В 10.50 вечера корпус корабля неожиданно раскололся на две части. Корма вместе с 27 человеками ушла под воду в считанные минуты. Охваченные ужасом от случившейся трагедии оставшиеся люди принялись спешно спускать уцелевшие шлюпки.

Джонс стоял на обломках и не верил своим глазам. Такого позора он не мог перенести. Он отдавал себе отчет в том, что это полностью его вина. Но теперь нужно было думать о живых, а не о мертвых. Людей посадили в лодки, взяв с собой тюки с хлопком для сигнальных костров. «Суматра» стала спасением для уцелевших. Джонс, стоя на борту «Суматры», смотрел на останки своего «Карнатика», на его фок-нок-рею, торчащую из воды, и думал о том, что человек – это игрушка в руках Бога и сил природы, что он, капитан, стал невольным убийцей 27 несчастных, оставшихся навсегда с его кораблем, и что он не сможет жить, забыв об этой трагедии…

***

Зодиак нещадно швыряли, как игрушку, шестиметровые волны. Ветер то стихал, то обрушивался на нас с новой силой. К горлу периодически подкатывала тошнота, которую приходилось подавлять усилием воли.

– Ready!? Three, two, one! Go!

Меня подхватывает волна и швыряет на пятиметровой глубине взад и вперед. Я вижу то, ради чего мы шли сюда. Корпус «Карнатика», состоящий из трех частей, завораживает. Двадцать семь метров – и я прикасаюсь к кораблю, который бударажил мое воображение. Я ощущаю всем своим телом присутствие кого-то рядом.

– Капитан! Рифы!!! – еле слышно «доносятся» крики.

Лево руля! Стоп машина! Хруст ломающейся обшивки и кораллов. Звуки трагедии заполняют все мое сознание.

По спине пробегают мурашки. Я опускаю голову и смотрю назад.

Дурацкое чувство присутствия кого-то за спиной не позволяет расслабиться.

– Помогите! – «слышу» я опять.

«Карнатик» не отпустил далеко тех, кого унес с собой в тот трагический день. И, медленно проплывая мимо шпангоутов лайнера, я переношусь туда, куда манят меня мои иллюзии и зовут голоса тех, кто остался с этим кораблем навсегда. Обогнув корпус, я заметил разбившиеся бутылки из-под вина и содовой. Они лежат на тех местах, куда их «расставило» море. Прямоугольные амбразуры пассажирских кают производят сильное впечатление. Трагическая ошибка стоила жизни тем, кто хотел просто жить.

Всплытие!…

Подобрав нас, зодиак несет команду на бот. В памяти проплывают те мгновения и впечатления, которые переносили меня на красавец-«Карнатик». После того, как мы высадились на бот, Сергей подошел ко мне и, вытирая с лица соленую воду, дрожащей рукой протянул мне свой зубной съемный акриловый протез.

– Что? – спросил я. – Что случилось?

– Смотри… – я взял в руки протез, и он разломился у меня в руках на три части.

– Да, мой друг! Да ты в рубашке родился!

– Я же подавиться мог – дрожащим голосом прошептал он.

– Но знал же, что нырять с акриловыми протезами нельзя? – строго спросил я.

– Знал, знал! – раздраженно отвечал Серега. – И без твоих нравоучений тошно.

– Ну, Айболит, так что мне теперь делать? – пришепетывая, осведомился Серега.

– Приедем обратно, сделают тебе новый протез, – ответил я. — Есть такой материал – Valplast. Это нейлон. Он не колется, не ломается. Им невозможно подавиться, с ним можно нырять. В США применяется с 1954 года для оказания стоматологической помощи в армии, полиции, у спасателей и тем людям, которые просто ценят надежность, комфорт и безопасность. Так что не переживай!

– Адрес помнишь?

– Да найди на сайте PADI Дайвинг Сообщества в разделе «партнеры» страничку компании Продвинутые Технологии – там все узнаешь!

– Мужики! Пойдем, я каркадэ всем заварил! – высунув голову из кают-компании, протрубил Витька.

И мы, полные оптимизма и испытывая приятную усталость, пошли пить чай из суданской розы, а точнее, цветков гибискуса, обмениваясь по пути впечатлениями от прошедшего дня.

Рубрики: 2(38)2005, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111