RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 2(44)2006 » Unterwasser. «Люблю то, что делаю»

Просмотров: 1 939
Об авторе
Автор статьи:

Unterwasser. «Люблю то, что делаю»

Архивная статья из № 2 (44) за 2006 г.

Когда-то, в прошлом веке, когда ОКТОПУС был еще только начинавшимся проектом, немецкий Unterwasser стал одним из образцов. Читать его никто не мог в силу незнания немецкого языка, но могли изучать дизайн, рассматривать шикарные фотографии.

Почему-то бытовало представление, что это очень старый дайверский журнал, а на самом деле, в 1998-ом ему было всего 3 года… Мы даже пытались контактировать с легендарным издателем Хайнцем Риттером, приглашали его в Москву. Тогда контакта не получилось. Главные редакторы – как правило, своеобразные люди… Естественно, ОКТОПУС ничего не копировал вслепую, пытались подражать лучшим образцам и искать свое. Это теперь, когда со многими редакциями европейских журналов нас связывают не только профессиональные, но и дружеские отношения, ясно, что «все делают это»: изучают другие журналы в поисках оригинальных решений. Да, мы «слизали» идею годового паззла-крокозяблика у голландского Duiken, а главный редактор французского Octopus просил разрешение использовать металлические клепки на буквах в названии (как у русского ОКТОПУСа до 2004 года).

Вот поэтому мы и начинаем новую рубрику ЖУРНАЛ рассказом об Unterwasser («Подводный») – одном из двух крупнейших конкурирующих немецких журналов, которые, как говорят сведущие люди, «общаются между собой только при помощи адвокатов».

Ларс Бринкманн работает в редакции с 1996 года. До этого – учился журналистике и работал в газете. После первого года существования журнала было решено перейти с двухмесячного на ежемесячный выпуск, и понадобились еще сотрудники: требовались журналист и дайв-инструктор. Ларс (ныряет с 1992 года) имел к тому времени более 80 погружений, а инструктором стал, уже работая в журнале. Сейчас он «наелся цветных рыб» и стремится больше в северные страны, Норвегию, например, уважает рэк– дайвинг. А главное – любит то, что делает.

В редакции Unterwasser считают, что в Германии места для двух журналов вполне достаточно. А есть еще третий и четвертый… Более мелкие. И Unterwasser и Tauhen примерно об одном и том же. Думается, что аудитория Tauhen – взрослые и опытные дайверы, у Unterwasser – более молодые читатели. Но на самом деле этого никто не знает. Редакции не много контактируют между собой. Одни делают свой журнал, другие – свой.

Вдохновителем появления журнала Unterwasser стал его издатель, увлеченный дайвер Хайнц Риттер. До Unterwasser он выпускал журнал по подводной фотографии UWF. Это был не совсем профессиональный журнал, с небольшим тиражом (не более 3000), без фиксированного срока выхода каждого номера. Но очень красивый – таким он запомнился многим советским аквалангистам, которым посчастливилось увидеть редкие экземпляры. Видимо, предприятие не имело выраженного коммерческого успеха, и герр Риттер продал UWF Нюрнбергскому издательству Olympia Verlag. Так появился Unterwasser.

Все сотрудники редакции – дайверы, есть инструкторы различных систем обучения. Возможностей понырять в редакции гораздо больше, чем можно реализовать – приглашений очень много. Ныряют на тестировании снаряжения, при обследовании озер в Германии или в далеких интересных местах. Редакторы путешествуют не так часто – 2-3 раза в год. Фотографы – они все профессионалы, но не в штате, фри-лансеры – путешествуют больше. Большое преимущество работы редактором в Unterwasser – можешь выбирать и делать то, что тебе интересно. Никто не заставит тебя ехать на Филиппины, если ты не хочешь.

Ларс Бринкманн в Мертвом море (Израиль) с 38 кг грузов, чтобы погрузиться в супер-соленую воду

В обязанности редактора входит и написание статей, особенно по результатам поездок. Но, как правило, 70-80% работы – это редактирование текстов других авторов.

Отстаивается мнение, что для хорошего репортажа самое лучшее – послать редактора и фотографа. Вместе. Как правило, редактор пишет лучше, чем любой фотограф, и никакой редактор не может достичь качества работы фотографов. К сожалению, не всегда это получается. Между прочим, в статьях для Unterwasser фотографам запрещено использовать местоимение «я»…

При подготовке туристических материалов редакция предпочитает иметь дело с Министерствами по туризму, так как каждое турагентство продвигает свой продукт, а Совет по туризму – страну.

Процесс создания журнала традиционен. Есть фиксированные рубрики: путешествия, снаряжение, медицина, репортаж – все темы совместно обсуждаются, и, в основном, каждый редактор ведет свою часть журнала. Это не значит, что он один ее должен наполнить, это делают все, но он отвечает, чтобы было достаточно материалов. С этим нет проблем, в редакционном портфеле обычно больше предложений, чем возможно опубликовать.

Окончательное решение принимает главный редактор, но процесс довольно демократичен, проходит много обсуждений, и, как правило, решение ищут вместе.

Письма от читателей составляют постоянную рубрику на 2 страницы. Здесь «то густо, то пусто» – иногда трудно выбрать, иногда редакторы ломают головы, чем ее заполнить.

Ларс Бринкманн (Lars Brinkmann) в дайверском подразделении Французского Иностранного Легиона, 2000

Три раза за всю историю своего существования журнал выходил абсолютно отличающийся от обычного выпуска. Последний такой – декабрь 2005 – Альманах. Ни туризма, ни снаряжения, ничего обычного – 300 ответов на 300 вопросов (проверить число и дату выхода по обложке). Однажды сделали выпуск «100 лучших погружений мира» и поместили только эти лучшие нырялки и ничего другого. Юбилейный номер, в честь десятилетия (проверить по обложке), – на блестящую серебряную (уточнить) обложку которого потратили кучу денег.

В редакции существует определенный график работы. Утро начинается между девятью и десятью часами, причем, редакторы приходят ближе к девяти, дизайнеры – ближе к десяти (они же художники). Рабочий день продолжается до пяти-шести (5-6) часов вечера. Иногда приходится работать вечерами или в выходные, но не так часто.

Процесс организован – нет штурмовщины. Экстремальные условия возникают, когда готовится, например, спецвыпуск. В этом году такого не было, а несколько лет назад делали журнал по снаряжению «Скуба-гайд» – справочник, содержащий информацию по ВСЕМУ существующему снаряжению. Тогда делали его перед Рождеством, и иногда работали до 4 утра.

Несколько месяцев назад в журнале на постоянной основе работало десять человек. Сейчас – девятнадцать. Это в связи с тем, что теперь предпечатная подготовка Unterwasser будет происходить в собственном издательстве. Поэтому приобретена аппаратура и образованы новые рабочие места. Печататься журнал будет в Австрии, как и прежде.

Основная часть содержания журнала – путешествия, туризм. Основная тема – всегда на обложке. Замечено, если основной темой является туризм, журнал продается лучше, чем, если тема из области снаряжения или чего-то другого. Поэтому, чаще всего, основная тема – туристическая. Не только дальние страны, но и Германия. Unterwasser много пишет о Красном море и Мальдивах – это самые популярные места для погружений у немцев. И эти журналы – самые успешные по продажам. Порой редакции эти направления поднадоедают, но… читатель этого хочет.

Главный редактор журнала Дитмар Фухс (Dietmar Fuchs) на немецкой подводной лодке. В этом репортаже впервые были опубликованы подводные снимки подводной лодки целиком

Погружения в немецких озерах и подледные погружения также популярны в Германии, но «патриотов», по сравнению с красноморскими дайверами, не так много. Зато эти «регулярные» дайверы более опытные, и среди них есть тенденция более внимательно прочитывать журнал, чем у тех, кто раз в год едет на Красное море, а в остальное время – не ныряет совсем. Эта группа также очень интересна редакции.

В тестировании снаряжения редакция старается соблюдать объективность. Иногда читатели упрекают журнал в том, что оценки слишком позитивны. Позиция редакции такова: действительно очень плохого снаряжения, курортов, дайв-центров на самом деле очень мало. И если продукт действительно ТАК ПЛОХ, об этом или говорится, или о нем не упоминается. Естественно, возникают проблемы, особенно в области снаряжения: рекламодатели обычно пытаются повернуть содержание статей в свою сторону, но обычно редакция настаивает на своем мнении и отстаивает его.

Дизайн журнала и характер верстки периодически меняется. Нынешние тенденции в верстке: проще, чище, светлее. Раньше больше работали на компьютерах, и возникали «Дельфины, прыгающие с гор»… Сейчас тексты стараются помещать на белый фон, а не на черный или синий. Проще, яснее.

Периодически редакция организует «события»: конкурсы, вечеринки. Так, теперь каждый год проходит «Дайв-трофи», дайверский контест. Люди ныряют и набирают специальные очки, участвуют отдельные дайверы, участвуют дайв-клубы. Определяется «Лучший дайвер Германии» – и это очень почетно.

В начале существования основной упор делали на тех, кто купит журнал, потом процент подписчиков пошел вверх. Сейчас это соотношение примерно 50/50. Unterwasser не является официальным органом какой-либо дайверской организации.

В Unterwasser есть специальный редактор, который занимается только веб-сайтом.

Пока нет определенных выводов по поводу положительного или же отрицательного воздействия веб-сайта на печатаемый журнал. Новинка – «e-paper», то есть электронный журнал. Каждый подписчик Unterwasser может теперь распечатать страницы журнала на своем компьютере, получить pdf файлы, бесплатно. Подписчики также могут получить доступ к архиву статей за 10 лет. Можно подписаться только на электронную версию. Это хорошо, например, для дайв-инструкторов, работающих за границей.
Фан-фактор в редакции Unterwasser высок. Это не просто обычная работа. Есть возможность выбрать тему, которая нравится, и реализовать ее.

Текст: Светлана Мурашкина, на основе интервью с заместителем главного редактора журнала Unterwasser Ларсом Бринкманном
Фото: Unterwasser

Рубрики: 2(44)2006, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111