RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 2(44)2006 » Кадьяк («Кодякъ»)

Просмотров: 3 814
Об авторе
Автор статьи:

Кадьяк («Кодякъ»)

Архивная статья из № 2 (44) за 2006 г.

Русская Америка, Клондайк, иглу, ледники и вулканы – в длинном ряду ассоциаций, приходящих на ум при упоминании Аляски, дайвинг, как правило, отсутствует.

Между тем, по красоте и богатству подводного мира 49-й американский штат не уступает знаменитым дайвинговым местам. Сама история Аляски, протяженность береговой полосы которой составляет половину всего побережья США, неразрывно связана с морем. Именно в его глубинах, как полагают многие ученые, скрываются первые американские стоянки древних людей, мигрировавших из Евразии по перешейку, соединяющему два материка около пятнадцати тысяч лет назад. Да и в менее отдаленном прошлом почти все основные события в судьбе полуострова прокладывали свой курс в анналы истории сквозь волны и соленые туманы…

После второй экспедиции Беренга, окончившейся в 1743 году, сотни российских промышленников устремились к изобилующим морским бобром берегам Аляски в надежде на быструю наживу. Суровые погодные условия, малоизученные берега и не всегда доброжелательное отношение местных жителей оказались непреодолимыми препятствиями для многих искателей удачи. Около четверти всех российских кораблей, принявших участие в постепенном освоении русской Америки, нашли свое последнее пристанище в водах Берингова моря и северного Тихого океана. Сведения о богатстве морских ресурсов Аляски быстро распространились по Европе и Америке, и к середине XIX века в регионе курсировали китобойные, торговые и военные судна многих наций, пополняя время от времени списки затонувших кораблей. Новая волна авантюристов устремилась на Аляску уже после ее продажи Америке, когда в 1897 году была обнаружена первая золотая жила Клондайка. Поток желающих отплыть на Клондайк был так велик, что на западном американском побережье не хватало кораблей для их транспортировки. В дело пошли видавшие виды дереликты, многие из которых и по сей день являются подводными памятниками «золотой лихорадке». Не стал исключением в истории кораблекрушений на Аляске и бурный 20-й век с его войнами и бумом рыболовной промышленности. По самым скромным подсчетам с середины XVIII по сегодняшний день на Аляске затонуло более 3000 кораблей.

Интерес к кораблекрушениям, зачастую подогреваемый легендами о трюмах, набитых золотыми слитками, был всегда. Первая попытка поиска подводных останков корабля в водах Аляски была предпринята в 1915 году.

Опубликованная в феврале того года в Seattle Daily Times статья сообщает о том, что знаменитый подводник русско-немецкого происхождения С. Ф. Стаггер планирует поиски «Невы», затонувшей неподалеку от Ситки в 1813 году с целью отыскания золотых монет, якобы находившихся на ее борту в момент катастрофы. Любопытно, что Российское правительство моментально отреагировало на это сообщение, заявив, что все права на «Неву» принадлежат России.



Как и повсюду, по-настоящему популярными подводные погружения на Аляске стали в 70-х годах, с появлением более или менее доступной техники. Многие исторические кораблекрушения, особенно находящиеся поблизости от приморских городов, моментально стали объектами горячего и далеко не нежного интереса любителей подводного собирательства. Мелкие предметы корабельной утвари и оснастки начали свое медленное, но неуклонное переселение на каминные полки и подоконники частных домов. Разрушая кораблекрушения, эта деятельность принесла, как ни парадоксально, определенные положительные результаты, заставив многих задуматься о будущем подводных культурных ресурсов. И государственные организации, и отдельные исследователи начали собирать информацию о документированных кораблекрушениях. В 1992 году благодаря усилиям Майкла Беруэлла была создана база данных кораблекрушений на Аляске, доступная всеобщему вниманию на веб-странице Управления Минеральных Ресурсов Аляски (www.mms.gov/alaska/ref/ships). Примерно в тот же период начались попытки обнаружить «древние», по-аляскинским меркам, корабли русской Америки.

Помимо уже упомянутой «Невы» особый интерес для потенциально успешного проекта представлял «Кадъяк» – барк Российско-Американской компании, затонувший в 1860 году возле острова Кодиак. Основной причиной этого интереса явилась, пожалуй, красочная история самого кораблекрушения. В свое последнее плавание корабль с грузом леса отправился из Ситки. Маршрут состоял из двух пунктов: следовало доставить лес на остров Кодиак, и, загрузив там лед, отправиться в Сан-Франциско, где золотоискатели, очевидно предпочитая пить пиво холодным, охотно этот лед скупали. Почти перед самым отходом из Ситки капитан корабля Илларион Архимандритов пообещал одной из своих знакомых отслужить в Кодиаке молебен у погребения православного подвижника отца Германа, впоследствии канонизированного как св. Герман Аляскинский, но обещание свое не сдержал. Именно это по мнению многих его современников и явилось истинной причиной катастрофы: средь бела дня в хорошую погоду и едва покинув порт судно задело подводный риф. В пробитый корпус хлынула вода, и судно моментально легло на бок. Команда и капитан покинули корабль на шлюпках, однако судно, поддерживаемое на плаву грузом льда, затонуло не сразу. Три дня носило его по волнам, пока, наконец, не прибило в Иконную бухту острова Лесного, где оно погрузилось под воду, оставив над поверхностью крестообразный верх главной мачты. Примечательно то, что именно в этой бухте при жизни и обитал Герман Аляскинский, так что корабль как бы выполнил вопреки воле капитана его обещание.


На протяжении полутора веков эта легенда волновала воображение местных жителей. Вдобавок к ней место кораблекрушения «Кадъяка» было исключительно подробно документировано: во искупление его ошибки Иллариону Архимандритову было поручено составить карту побережья Лесного острова, в процессе работы над которой он снял пеленги мачты. Сочетание этой информации и легенд, связанных с кораблем, вдохновили морского биолога кодиакской рыболовецкой станции Брэда Стивенса на долгий и, в конце концов, успешный поиск «Кадъяка». Сопоставив пеленги Архимандритова с современным ландшафтом бухты, Стивенс определил поисковый квадрат, и возглавил группу подводников-любителей и ныряльщиков рыболовецкой станции Кодиака, которая летом 2003 года отправилась к Иконной бухте. Команда прошла по поисковому квадрату с магнитометром, а затем приступила к погружениям на зарегистрированных целях. Глубина на этом участке бухты варьировалась от 75 до 90 футов. Спустя 40 минут после начала погружения первая группа вернулась ни с чем. Несколько минут спустя всплыла вторая пара ныряльщиков. В руках одного из них был маленький фрагмент тонкой медной пластины – впервые за полтора столетия маленькая частичка «Кадъяка» показалась над поверхностью воды. Воодушевленные участники экспедиции совершили еще одно погружение, обнаружив на этот раз две корабельные пушки, два якоря и ряд неопознанных металлических деталей.


Новость об обнаружении самого древнего из известных на сегодняшний день кораблей Аляски около недели путешествовала по первым полосам газет – не только из-за важности находки, но и в результате моментально возникшего конфликта. Вопреки предварительной договоренности, что в случае успеха поиска дальнейшие работы будут проводиться группой профессиональных подводных археологов, два участника первой экспедиции решили заявить свои права на «Кадъяк», умыкнув с кораблекрушения пару гвоздей. Дело в том, что по американским законам возможно частное обладание затонувшим судном. Для выдвижения подобных требований достаточно обладания любым предметом с места кораблекрушения и знания его точных координат. Правда, успех такого судебного разбирательства предсказать трудно, но сам процесс может надолго затянуть планируемые работы. По счастью в случае «Кадъяка» дело до суда не дошло: вразумленные умыкатели вернули артефакты.

 

Почти год ушел на подготовку к первому подводно-археологическому проекту на Аляске. Основная часть этого времени ушла на поиски средств. Финансовая поддержка National Office of Oceanic and Atmospheric Administration и National Science Foundation решили судьбу проекта, и в июле 2004 года все участники команды, состоявшей из руководителей проекта Френка Кантеласа и Тимоти Раньона из университета Восточной Каролины, археолога Девида МакМахена, подводных археологов Танэ Касерли, Джейсона Роджерса, Евгении Анищенко и инструктора по безопасности Стивена Селерса, встретились в Кодиаке. В следующие две недели нам предстояло составить карту кораблекрушения и по возможности установить действительно ли это останки «Кадъяка». С учетом того, что работая «на воздухе» на глубине 90 футов при температуре воды от + 5 до + 7 градусов Цельсия, каждый из нас мог совершать только два 30-40-минутных погружения в день, объем работ был немалым.

Одним из самых первых и приятных открытий при более подробном исследовании кораблекрушения стал тот факт, что помимо металлических деталей сохранились и деревянные. Под слоем песка были обнаружены фрагменты килсона и корабельных рам с наружной обшивкой. Шторма и землетрясения нарушили первоначальную целостность корабля, превратив его в филеобразную версию самого себя, и разбросав его части на участке площадью около 200 кв. м, но даже в таком виде кораблекрушение явилось источником многих интересных находок. На третий день проекта один из подводников обратил внимание на небольшой цилиндр, свободно лежащий в стороне от килсона. На очищенном от песка основании цилиндра отчетливо проступала надпись на кириллице: «Кадъяк». Служивший, по-видимому, частью корабельного руля артефакт рассеял последние сомнения по поводу идентификации корабля! Замеры, документация и анализ других фрагментов кораблекрушения подтвердили, что это – останки парусного судна середины XIX века. Однако с моей точки зрения самым важным результатом проекта явилось твердое знание, что поиски исторических кораблекрушений имеют смысл. Несмотря на суровые природные условия, останки многих кораблей ждут своих исследователей в холодных глубинах Аляски, чтобы рассказать о событиях вековой давности.

Для большинства аляскинских подводников – как профессионалов, так и любителей, подводная Аляска притягательна не только своими кораблекрушениями. Богатство местной подводной флоры и фауны не может оставить равнодушным никого. В холодных водах Тихого океана и моря Беринга обитает более 450 видов рыб, 25 видов морских млекопитающих, редкие виды кораллов и более 50 видов морских птиц. Последние, кстати, являются особой категорией местных историй среди нырял. Некоторые виды птиц на Аляске ныряют за рыбой на глубину до 60-ти метров, и столкновение с представителем пернатых над и под водой меня лично впечатлило гораздо больше, чем погружения с акулами. Морские львы и котики – также не редкие (и не всегда безопасные) попутчики в аляскинских подводных прогулках. Морские биологи, давно оценившие преимущества наблюдения за объектами их исследований в естественной среде, являются, пожалуй, авангардом профессиональных подводников Аляски. Любопытно, что и археологи, и биологи свои «полевые» подводные работы предпочитают вести зимой – температура воды лишь незначительно холоднее, чем летом, зато видимость благодаря отсутствию микрофлоры гораздо выше.

Затонувшие корабли, кристально-чистая вода, красота и разнообразие подводного мира, природные условия, позволяющие совершать погружения разной степени сложности – для тех, кого не пугает температура воды, Аляска полна профессиональных перспектив и захватывающих подводных приключений.

Текст: Евгения Анищенко

Рубрики: 2(44)2006, Архив, Путешествия

Метки: , ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111