RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 4(34)2004 » Страна затонувших кораблей. Типично датская «нырялка»

Просмотров: 3 288
Об авторе
Автор статьи:

Страна затонувших кораблей. Типично датская «нырялка»

Архивная статья из № 4 (34) за 2004 г.

В представлении обычного путешественника Дания – полуостров Ютландия и две тысячи островов, расположенных на пути из Балтийского моря в Атлантический океан, страна викингов, принца Гамлета, множества замков, старейшей королевской династии Европы, предпоследней российской императрицы Марии Федоровны, физика Нильса Бора и сказочника Ганса-Христиана Андерсена.

– Нужно ли заранее резервировать билеты в Данию? – спросили мы в авиакассах. «Нет. Это самое тихое и незагруженное направление, туда всегда есть билеты»,– был ответ.

Всего два с половиной часа полета, и полупустой самолет, пролетая над сверкающим, полным жизни морем, садится в аэропорту Копенгагена. На всякий случай у нас с собой есть снаряжение для подводного плавания, поэтому мы с сомнением грузим его в машину и трогаемся в путь. Наш гид и водитель немедленно рассказывает, что Дания также мировой лидер по экспорту свинины, новогодних елок, ветряных мельниц и родина LEGO. Но нас, как дайверов, в первую очередь интересует совершенно другой конкретный вопрос – ныряют ли с аквалангами в Дании? Оказывается, что да!!!

При общей численности населения страны примерно пять с половиной миллионов человек здесь приблизительно пятьдесят дайв-центров и сто тысяч сертифицированных дайверов. А при шестинедельной продолжительности обычного отпуска датчане испытывают неутолимую страсть к путешествиям по всему миру, но с удовольствием погружаются с аквалангом под воду и у родных берегов.

– И что же такое типично датская «нырялка».

– Конечно же, это WRECKS!!! Все датчане – поклонники погружений на затонувшие корабли, – рассказывает наш гид.

Еще три часа экскурсионной езды на машине через огромные мосты, пересекающие морские проливы с плывущими внизу громадными танкерами, мимо полей рапса и ферм, благоухающих свиным пометом, старых замков и домиков с крышами, покрытыми дерном, сквозь умиротворяющий деревенский пейзаж – и мы оказываемся в дайв-центре на острове Лангеланд, расположенном в проливе Большой Белт.

– Можно ли понырять здесь? – робко интересуемся мы.

– Конечно же, – утвердительно отвечают нам Пернилла и Ейгил, радушные хозяева этих мест. – Здесь есть баллоны любых размеров, сжатый воздух и найтрокс за десять минут до трехсот БАР, большой зодиак со стапятидесятисильным мотором, вооруженный эхолокатором бокового обзора, GPS, любое прокатное снаряжение и прекрасная компания профессионалов.

– А что мы сможем увидеть здесь под водой?

– Самое интересное под водой – конечно же, затонувшие корабли, – рассказывает нам Ейгил. – Только около нашего острова мы организуем погружения на десять немецких кораблей, затонувших на глубинах от десяти до тридцати метров: «Стентранс» (Stentrans), «Фальке 3» (Falke 3), «Тромп» (Tromp), «Минестигерен» (Mynestygeren), «Исланд» (Island), «Скансен» (Skansen), «Аренте» (Arente), «Нордстранд» (Nordstrand), «Доктор Эйхельбаум» (Dr. Eichelbaum) и торпедный катер.

Всего в территориальных водах Дании насчитывается около ста тысяч затонувших объектов. Корабли и перевозимые ими сокровища тонули здесь испокон веков. Датские проливы Бельт и Эресунн (Зунд), через которые проходит основной торговый путь из Балтийского моря в Атлантический океан, всегда были местом раздоров и военных противостояний самых различных народов. Воинственные викинги и их потомки датчане взимали плату за проход через проливы. Корабли, отказывавшиеся платить дань, обстреливались из береговых орудий или подвергались нападению датского флота. Огромные деньги, собранные с проплывающих мимо торговых судов, легли в основу могущества датского королевства. Именно на эти деньги строились еще более мощные укрепленные замки по берегам проливов и росла сила датского флота, когда-то в прошлом одного из самых огромных флотов мира.

Во время Второй мировой войны Германия захватила Данию только для того, чтобы полностью контролировать судоходство из Балтики в Атлантику. Множество военных баз, заградительных минных сетей и немецкий флот в датских проливах, таким образом, заблокировали Балтийское море на все время военных действий. Но в 1945 году наступающая англо-американская союзная авиация за очень короткий срок смогла пустить на дно порядка шести тысяч военных кораблей Германии, патрулирующих датские проливы. Зеленая вода этих мест на долгое время скрыла все эти тонны металла, но с изобретением акваланга ситуация резко изменилась и сегодня повсюду в прибрежных водах Дании можно встретить множество водолазных ботов, сканирующих морское дно. Теперь здесь «мекка» для любителей погружений на затонувшие корабли, и никакие опасности не пугают их. Окрестные воды много раз чистили от немецких мин, но даже в наше время они все-таки попадаются на глаза любопытным дайверам.

Здесь раздолье для искателей сокровищ и коллекционеров. Согласно законам королевства подводные пловцы могут собирать сувениры с любых подводных объектов, возраст которых не превышает ста лет. Для этого надо только оформить стандартное заявление в специальном департаменте министерства. Таким образом, количество датских дайверов оказалось равным числу коллекционеров сувениров, и все коллекционеры стали аквалангистами.

Дайв-центры создают оригинальные музеи с коллекциями предметов, артефактов, поднятых ими с затонувших кораблей. В одном из таких музеев выставлена даже легендарная шифровальная машина «Энигма», поднятая аквалангистами-любителями с одного из погибших немецких кораблей.

– Всякий раз, погружаясь под воду в одном и том же месте, на один и тот же затонувший корабль, мы не знаем, что ожидает нас, – рассказывают датчане. Природа создала здесь совершенно уникальную океанографическую ситуацию. Балтийское море – самый большой в мире фиорд, который когда-то в доисторические времена был огромным пресноводным озером, сегодня соединен с океаном через мелкие узкие датские проливы. Именно здесь относительно пресная вода Балтийского моря с соленостью в восемь промиле смешивается с более соленой океанской водой соленостью в тридцать три промиле. Зона смешения – место непредсказуемых течений и галоклинов, возникающих на границе пресной и соленой вод. Иногда погружение может начинаться в абсолютно спокойной теплой воде, но как только подводник проходит сквозь галоклин, в котором все предметы кажутся расплывчатыми, размытыми и видимость уменьшается до одного метра, он попадает в обжигающе ледяную прозрачную океанскую воду, радующую обилием морской живности. Погода и течения в этих местах часто вытворяют совершенно непредсказуемые фортели, когда все может происходить с точностью до наоборот. На поверхности моря может быть сильнейшее течение, а у дна – абсолютно спокойная вода. Или случается даже еще более трудная ситуация для дайверов, когда сильные поверхностное и донное течения направлены в противоположенные стороны. Так уж устроены эти удивительные места, что перемены течений, размер и глубины галоклинов могут изменяться буквально в течение одного дня при внешне стабильной и неизменной погоде. Поэтому для успешных погружений в Дании обязательны присутствие дайверской удачи и благословение метеорологов.

Из маленького провинциального городка Троенс (Troense) видна высокая труба старой коптильни, расположенной на противоположном берегу залива. Именно там, рядом с ней, была найдена одна из древнейших стоянок людей каменного века. После ледникового периода уровень моря поднялся на три-четыре метра, и значительная часть стоянки оказалась под водой.

Мы погружаемся в воду прямо у пристани с «любезным» объявлением: «Швартоваться запрещено. Частные владения» – и сразу попадаем в сильное течение, настолько быстрое, что нам приходится изо всех сил работать ластами или хвататься руками за большие камни на дне. Развевающиеся в течении водоросли, любопытные непуганые крабы, защищающие свои владения, и на первый взгляд совершенно обычное засыпанное камнями морское дно. Запускаю руку в мягкий грунт и поднимаю большую пригоршню черной доисторической золы вперемешку с окаменевшими створками палеолитических устриц. Их возраст – несколько тысяч лет. Пристально приглядываясь к острым осколкам камней, рассыпанным вокруг, мы вдруг начинаем различать грубо отделанные каменные скребки для очистки шкур, поломанные наконечники стрел и заготовки для каменных топоров. Теперь магия этого места полностью поглощает нас, в крови загорается огонь охотника за сувенирами. В борьбе с течением и набиванием карманов сухого костюма час погружения пролетает как одна минута.

Каждый день погружений в Дании заканчивается традиционно по-датски: открытыми датскими бутербродами с охлажденным до тягучей консистенции шнапсом Akvavit, совершенно датским Gammel Dansk и пивом. В этом особенно хорошо видна схожесть дайверской культуры и традиций российских и датских подводников. В этот момент мы, наконец, начинаем понимать, что не зря родные, исконно датские города Кронштадт и Выборг стали столь знаменитыми и популярными в России. Теперь мы знаем, что подводная Дания – это страна затонувших кораблей. И каждый влюбленный в море датчанин расскажет вам про это.

Текст: Андрей Бизюкин
Фото: Peter Symes

Рубрики: 4(34)2004, Архив, Путешествия

Метки: , ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111