RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 4(34)2004 » Революция в стиле

Просмотров: 3 366
Об авторе
Автор статьи:

Революция в стиле

Архивная статья из № 4 (34) за 2004 г.

Несмотря на большое количество публикаций в специализированных журналах и Интернете, тема о жилетах-компенсаторах является наименее освещенной.

Как выбрать жилет, чем отличаются конструкции разных производителей, обязательна ли интегрированная грузовая система и т.д.? Ответов на эти вопросы, к сожалению, нет. Если о регуляторах мы знаем практически все и имеем объективные характеристики, такие, как сопротивление на вдохе, работа дыхания, сбалансированный клапан, интуитивно понимая, что за ними стоит, то, разговаривая о жилете-компенсаторе, мы дальше объема камеры и ее типа не заходим. Между тем, BCD является не менее важным элементом снаряжения, чем регулятор. Комфорт во время погружения определяется именно жилетом-компенсатором, и если он не подходит по каким-то причинам, вы испортите себе отдых. Поэтому производители тратят огромные средства на исследования в этой области и разработали значительное количество систем в конструкции жилета, обычно обозначаемых аббревиатурами типа TDS, SLS, TAS, ISS, совершенно ничего не значащих для большинства дайверов. Желая понять, в чем революционная новизна жилета-компенсатора Sea Quest – FUSION, мы должны разобраться в истории и эволюции технических решений, использованных в BCD.

Наибольшее влияние на конструкцию жилета и его удобство оказывала концепция воздушной камеры.

1. Первоначально BCD выглядел как хомут, надеваемый на шею, и служил для изменения/компенсации плавучести водолаза. Конструкция проста: плоский крой, герметичный материал, гофрированная трубка-инфлатор, для изменения объема воздуха внутри жилета.

2. В 1985 году компанией Sea Quest была предложена и запатентована конструкция BCD в форме жилета с регулируемыми разъемными плечевыми ремнями (ADV), т.е. в привычном нам виде. Новая концепция воздушной камеры обеспечивала ее равномерное распределение вокруг пояса, на спине и плечах, что дало хорошую обтекаемую форму, большую подъемную силу и позволило дайверу находиться на поверхности воды при отдыхе в вертикальном положении. Наиболее существенно то, что такая конструкция обеспечила возможность использования BCD в качестве подвесной системы и позволила закреплять на жилете баллон и грузовую систему QuickdrаwTM, также разработанную и запатентованную компанией Sea Quest. К сожалению, технология изготовления камеры плавучести не позволяла применять трехмерный крой. Объем камеры, а, следовательно, и ее подъемная сила были ограничены и существенно зависели от размера жилета. Кроме того, BCD классического дизайна имеет довольно большую парусность. При активном движении большое количество энергии дайвера расходуется на преодоление сопротивления воды. Конструкция интегрированной подвесной системы претерпевала значительные изменения и выделялась в самостоятельный элемент жилета. Следующим ходом логично было разделить подвесную систему и надувную емкость, что позволило реализовать очередную концепцию воздушной камеры.

3. Жилет типа «крыло» с задней камерой плавучести оказался востребован для технически сложных погружений в пещеры, затонувшие корабли, для глубоководных декомпрессионных погружений по множеству причин:

– хорошо развитая подвесная система обеспечивает возможность размещения большого количества оборудования: до 6 баллонов с основной и декомпрессионной дыхательными смесями, декомпрессионный буй, лифт, ходовую и декомпрессионную катушки, ножи, фонари, питомзы и т.п.

– надувная емкость, размещенная сзади, может быть произвольного объема, не обжимает дайвера при наполнении.

Однако такая функциональная насыщенность привела к существенным проблемам во время погружения. Возможности балансировки размещенных на жилете элементов снаряжения и надувной камеры крайне ограничены, что приводит к смещению центра тяжести вперед. Находиться на поверхности в таком жилете можно лишь опрокинувшись назад, фактически лежа спиной на «крыле». Из вертикального положения жилет стремится опрокинуть дайвера лицом вниз. В связи с этим ряд жилетов, например Sea Quest – RAIDER, имеют возможность регулировки положения на поясе интегрированной грузовой системы. Перемещение грузов ближе к спине уменьшает опрокидывающий эффект. При всей незаменимости «крыла» в ряде ситуаций жилет этого типа, безусловно, предназначен для очень опытных дайверов, способных воспользоваться всеми преимуществами BCD, справившись с его управлением. Задача повышения обтекаемости крыла привела к необходимости придания ему объемной формы. На жилете Sea Quest – BLACK DIAMOND крыло имеет запатентованную клиновидную форму. Первая попытка объединить преимущества концепций надувной камеры ADV и «крыла» была предпринята при разработке жилета Sea Quest – DIVA LX. В нем клиновидное крыло установлено на жилете классического дизайна. Этот жилет, разработанный для женщин, много лет лидирует на рынке благодаря своим многочисленным преимуществам. В их числе отличный баланс, достаточная подъемная сила, низкая парусность. Разработка конструкции крыла DIVA LX потребовала очередного шага в развитии технологии сварки швов камеры плавучести, чтобы придавать ей произвольную объемную форму. В результате была реализована новая концепция камеры плавучести.

4. FUSION – переводится с английского как сплав, интеграция. Новая концепция объединяет лучшие качества классического жилета-компенсатора и «крыла»: обтекаемость, компактность, устойчивость, отличный баланс и комфорт в результате тщательного проектирования формы воздушной камеры. Впервые воздушная камера представляет собой объемную конструкцию, собранную, как анатомически скроенный гидрокостюм, из множества отдельных частей. Она настолько оригинальна и совершенна, что компания Sea Quest подала заявку на патент.

Каждый грамм жилета, влияющий на плавучесть, тщательно позиционирован для обеспечения непревзойденного комфорта при нахождении на поверхности и естественного горизонтального положения во время погружения. Как видно на фотографиях, основной объем камеры плавучести находится позади торса дайвера, между спиной и баллоном, обеспечивая максимальную обтекаемость и оптимальное положение при плавании. Передние отсеки воздушной камеры расположены под грузовыми карманами, компенсируя опрокидывающий эффект. Эти отсеки работают в паре со стационарными грузами на спинке компенсатора, позволяя обеспечить оптимальное положение дайвера на поверхности воды. Хотя эти фразы звучат суховато, как текст из каталога, реальные тесты, проведенные некоторыми нашими, весьма искушенными инструкторами, подтверждают невиданную до сих пор идеальную балансировку и потрясающе низкое сопротивление при движении в воде.

Отдельного описания заслуживает принципиально новая система управления плавучестью, реализованная в жилете Sea Quest FUSION. Как упоминалось выше, наполнение жилета в первых моделях происходило посредством надувания через гофрированную трубку, ртом. Следующее поколение жилетов (ADV) конструктивно обеспечило интеграцию всех воздушно-дыхательных элементов снаряжения дайвера, а жилет-компенсатор стал ядром этой интеграции, что обеспечило возможность наполнения камеры плавучести воздухом непосредственно из баллона через регулятор первой ступени, ведь все это расположено на жилете. Гофрированная трубка для управления плавучестью преобразилась в инфлатор с механизмом регулирования потока воздуха, наполняющего жилет. Притом, что ртом наполнять жилет необходимо только в крайнем, аварийном случае, вся система по-прежнему, по традиции, располагалась на конце этой трубы. Долгое время ни разработчикам, ни потребителям не приходило в голову, что значительно удобнее располагать механизм регулирования поддувом непосредственно на жилете в фиксированной точке. Это позволяет избавиться от конструктивного элемента, снижающего обтекаемость, и безошибочно, одним движением перемещать руку к управляющему узлу, вместо того, чтобы лихорадочно шарить в поисках инфлатора в экстренной ситуации.

В последние пять лет ведущие производители (Mares-Dacor, Technisub, Cressi Sub) экспериментировали с конструкцией стационарного инфлатора, изобретая все более сложные узлы c механической или пневматической системами управления клапанами. Однако ту же задачу много лет назад успешно решили производители сухих костюмов, также нуждавшиеся в устройстве регулирования воздушного потока, наполняющего герметичный костюм. Сегодня очевидно, что использование для наполнения BCD клапана поддува сухого костюма наиболее рационально и удобно (рис.1). При этом возможность наполнения жилета ртом обеспечивается наличием легко извлекаемой из кармана силиконовой трубки с обратным клапаном (рис. 2).

Все эти системы, заменившие привычный инфлатор, были встречены с известной долей скептицизма, особенно консервативно настроенными инструкторами. Но опыт использования и здравый смысл подсказывают, что будущее за этими конструкциями. Требовать наличия инфлатора с гофрированной трубой уже завтра станет так же экзотично, как при покупке современного автомобиля просить у автосалона «кривой стартер» на экстренный случай. Что касается всех остальных систем в конструкции жилета FUSION, то они в последние несколько лет уже стали стандартом для всей линейки BCD Sea Quest.

– Если вес баллона заставляет вас сгибаться, вам понравиться система SLS (Self-Adjusting Lumbar Support), – саморегулирующаяся система перераспределения нагрузки на поясницу. Она переводит нагрузку со спины на бедра за счет применения специального валика в нижней части компенсатора, заполняющего пустоты в области поясницы (рис.3).

– В случае, если перед погружением вам необходимо перемещаться по суше в полном снаряжении, вы оцените трехвекторную систему распределения нагрузки (TDS), которая реализована посредством распределителя тройника и вращающейся пряжки (рис. 4, 5).

– Интегрированная грузовая система SURE

— LOCK заслуживает отдельной статьи в контексте развития идеологии безопасности и комфорта при погружениях. Сама конструкция грузовой системы настолько надежна, удобна и оригинальна, что в ближайшее время будет защищена патентом (заявка находится на рассмотрении).

Система позволяет легко установить и надежно закрепить грузовые карманы с грузами, находясь в воде. Широкие направляющие обеспечивают вкладывание и удаление карманов «на ощупь», без визуального контроля (рис. 6, 7, 8). А система фиксации разработана так, что при застегивании раздается громкий щелчок, свидетельствующий о надежном закреплении груза.


Регулируемый по длине поясной ремень Multiset с эластичной вставкой, компенсирующей обжим гидрокостюма и обеспечивающий плотное облегание торса в процессе всего погружения.

– Три стравливающе-предохранительных клапана с выведенными в эргономически удобные места ручками дистанционного управления тросиками управления.

– Запатентованная ребристая площадка крепления баллона, препятствующая его выскальзыванию во время дайвинга из-за растяжения крепежного ремня под воздействием нагрузки и воды.

Можно было бы и дальше перечислять все то, что конструкторы Sea Quest придумали для повышения нашего комфорта, применив свой более чем тридцатилетний опыт изготовления жилетов компенсаторов. Однако более существенно то, что эволюция этих технических решений, в первую очередь, изменения концепции конструкции воздушной камеры в комплексе с заменой инфлатора клапаном поддува, привели к появлению новой, революционной конструкции, объединившей преимущества всех предыдущих видов жилетов-компенсаторов. Революция в силе FUSION дает нам новый стандарт качества для самого важного элемента подводного снаряжения.

Текст: Александр Левандовский

Рубрики: 4(34)2004, Архив, Снаряжение

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111