RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 4(34)2004 » Охота за сокровищами в стиле Хай-Тек

Просмотров: 3 178
Об авторе
Автор статьи:

Охота за сокровищами в стиле Хай-Тек

Архивная статья из № 4 (34) за 2004 г.

При обследовании некоторых затонувших объектов используют как телеуправляемые аппараты (ТПА), так и водолазов. Например, Marex International, фирма по подъему сокровищ, расположенная в Мемфисе, использовала как тримиксных подводников, так и ТПА при подъеме более чем трех с половиной тонн золота в монетах и других изделиях с испанского галеона El Cazador. Галеон затонул в 1784 году в Мексиканском заливе, приблизительно в пятидесяти милях от побережья Луизианы. Он затерялся во время урагана и исчез без следа, унеся на дно более миллиона испанских монет, и был обнаружен лишь в 1993 году, когда рыболовецкое судно зацепило сундук с монетами. Недавно Oceaneering International приняла дела от Marex и подняла еще две с половиной тонны монет.

В последние годы при использовании различных газовых смесей, а также новейших ТПА и cубмарин был произведен подъем драгоценностей, фарфоровых изделий и исторически ценных объектов общей стоимостью более чем в десять миллионов долларов. Эти ценности были подняты с испанского галеона «Сан-Диего», затонувшего в 1600 году на Филиппинах. Галеон затонул в ходе боя с голландским боевым кораблем и его останки упокоились на глубине 64 метра. «Сан-Диего» удалось легко обнаружить благодаря историческим записям и использованию сканера бокового обзора. В настоящее время из объектов, поднятых с галеона, составлена экспозиция, показанная уже во многих странах.

Один из недавних проектов по поиску сокровищ в Мексиканском заливе завершился провалом – но отнюдь не из-за недостатка высокотехничного снаряжения. Правительство Мексики наняло российское океанографическое судно «Академик М. Келдыш» с целью обнаружения останков испанского галеона Nuestra Senora De Juncal. Галеон перевозил ценности на два миллиона песо и затонул в 1631 году в глубинах Мексиканского залива. Планировалось разыскать судно и при помощи трех подводных аппаратов поднять сокровища. После интенсивных трехмесячных поисков, стоивших почти два миллиона долларов, проект был закрыт. Охотники за сокровищами использовали новейшее и лучшее поисковое снаряжение, но искали не там. Более тщательное изучение исторических источников показало, что поиск производился более чем в 50 милях от реального места расположения рэка.

Спускаемые аппараты, используемые на «Келдыше», способны совершать погружения до 6000 метров – и это означает, что 97 процентов океанского дна находятся в пределах их досягаемости. Японцы недавно изготовили новый аппарат, «Кайко», способный осуществлять погружения на 6500 метров. Несмотря на то, что стоимость эксплуатации значительно превышает стоимость эксплуатации ТПА, их используют все чаще и чаще при исследовании затонувших объектов на больших глубинах в связи с тем, что такие подводные аппараты обладают более широкими возможностями.

Обнаружение в 1985 году в водах Северной Атлантики легендарного «Титаника» привлекло внимание мировой общественности и открыло новую эру исследований затонувших кораблей. Практически все знают трагическую историю роскошного британского лайнера, считавшегося непотопляемым, который во время своего первого путешествия в апреле 1912 года столкнулся с айсбергом и затонул, унеся с собой 1513 жизней. Всего на борту «Титаника» находилось 2224 человека. В начале 1980-х команда исследователей, нанятая Джеком Гримом, нефтяным бароном из Техаса, на протяжении трех лет безрезультатно пыталась обнаружить легендарный корабль. Было потрачено более двух миллионов долларов.

Летом 1986 года доктор Роберт Баллард из Woods Hole Oceanographic Institution возглавил объединенную французско-американскую экспедицию, которая обнаружила «Титаник» в результате обследования площади в 150 квадратных миль. При исследовании использовались высокочувствительнные сканеры бокового обзора и ТПА «Ангус», с установленными на нем прожекторами и видеокамерами, который спускался со специальной платформы. В результате, в сентябре появились первые съемки самого известного затонувшего судна.

«Титаник», лежащий на глубине в две с половиной мили, на тот момент был самым глубоким обследованным рэком. На следующее лето Баллард вернулся на место гибели судна, находящееся в девяносто пяти милях от побережья Ньюфаундленда. На этот раз планировалось использовать «Элвин», аппарат, который мог спускаться на необходимую глубину. У «Элвина» уже был впечатляющий список достижений, включающий подъем американской водородной бомбы, потерянной на глубине 869 метров у берегов Панамы, произведенный в 1966 году. Подводный аппарат был изготовлен в 1964 году, и его максимальная операционная глубина была 1829 метров, а экипаж состоял из трех человек. Позднее он был модернизирован, и предел его глубины стал 4000 метров. Спуск занял у «Элвина» два часа. Оказавшись на дне, команда сделала ряд потрясающих снимков, а также подняла несколько объектов, используя манипуляторы аппарата.

Для проникновений внутрь «Титаника» использовался «Джейсон Дж.», робот с дистанционным управлением. Робот весом около 110 килограмм и длиной всего семьдесят один сантиметр управлялся пилотом с борта «Элвина». «Джейсон» оказался неоценимым инструментом для сбора информации внутри корабля, а также и снаружи в тех местах, где искореженные куски метала не позволяли использовать субмарину. За двенадцать дней исследователи отсняли шесть часов видеопленки и сделали шестьдесят тысяч фотографий. За все предыдущее лето, при использовании сравнительно примитивного «Ангуса» им удалось отснять лишь две минуты видео и девять фотографий.

Вслед за этим Баллард решил, что не стоит дальше трогать упокоившийся «Титаник», и прекратил исследования – к тому же лето подходило к концу и погода начала портиться.

Летом 1987 года состоялась хорошо профинансированная французская экспедиция, оснащенная аппаратом, сходным с «Элвином», а также несколькими весьма сложными телеуправляемыми аппаратами. Целью экспедиции был как сбор фото- и видеоматериала, так и подъем всевозможных предметов. Несмотря на то, что эта экспедиция еще раз показала возможность исследования объекта на глубине две с половиной мили, подъем артефактов вызвал нарекания со стороны многих исследователей и привел к серьезному международному скандалу.

В июне 1989 года Баллард сделал следующий шаг и провел исследования самого глубокого изо всех найденных затопленных кораблей – немецкого боевого корабля «Бисмарк», лежащего на целых полмили глубже «Титаника». Гибель «Бисмарка» и его упокоение на глубине 4760 метров в водах Франции, на расстоянии 600 миль от Бреста стали финалом самой захватывающей морской охоты в истории флота. В мае 1941 года Британия была фактически единственной страной, сражающейся с Германией, получившей полный контроль над судоходными путями Северной Атлантики. Множество судов союзников стали жертвами «Бисмарка», и Черчилль отправил армаду британских судов с целью его уничтожения. Дни и ночи искали они «Бисмарк», бороздя воды Атлантики. Битва, которая началась, как только вражеский корабль был обнаружен, длилась три часа, пока «Бисмарк» наконец не взорвался и не затонул, унеся с собой в бездну две тысячи немецких моряков.

Как и в случае с «Эдинбургом», место гибели «Бисмарка» было известно очень приблизительно, и Балларду и членам его экспедиции пришлось прочесать с помощью сонара сотни квадратных миль, пока судно не было найдено. У них имелся усовершенствованный ТПА «Арго», при помощи которого удалось обследовать затонувший немецкий боевой корабль, а также сделать тысячи фотографий и отснять целые часы видеопленки. «Арго» был разработан ВМФ США и стоил более трех миллионов долларов. Аппарат парил в тридцати шести метрах от дна и был связан с исследовательским судном шестью тысячами метров коаксиального кабеля.

Вскоре после этого открытия Баллард разработал еще более сложную модель телеуправляемого аппарата, названного «Ясон». Стоимость его эксплуатации была значительно меньше, однако предел глубины для него равнялся 1830 метрам. Целью проекта «Ясон» был поиск и исследование затонувших судов в Средиземном море. Команда археологов следовала вдоль древнего морского торгового пути, соединявшего Северную Африку и Рим, обследуя область в 50 квадратных миль, при максимальной глубине в 762 метра. Было обнаружено множество затонувших кораблей, наиболее примечательным из которых была римская галера, датируемая четвертым веком. «Ясон», на котором было размещено три видеокамеры, одна 35-миллиметровая фотокамера и мощные фонари, был также использован для подъема амфор и других предметов, найденных на месте кораблекрушения. Одним из важнейших моментов экспедиции «Ясон» было вовлечение в процесс тысяч американских школьников, наблюдавших по спутниковому каналу за ходом работ прямо у себя в классных комнатах.

В июне 1998 новости о достижениях Балларда снова попали на первые полосы газет. Он обнаружил «Йорктаун»– американский авианосец времен Второй мировой войны. Корабль лежит на глубине 5075 м в Тихом Океане, к северо-востоку от Гавайских островов. Он был потоплен японцами в 1942 году, в ходе битвы за Мидуэй, изменившей ход войны. Японцы потеряли четыре авианосца и больше уже не имели возможности перейти в наступление. Баллард, осуществлявший работы при помощи ВМФ США и получивший спонсорскую помощь от Национального географического общества, сообщил, что корабль находится в отличном состоянии, и напоминает «игрушечный кораблик на дне бассейна».

В 1965 году судно для ловли креветок, Trade Winds, тащило свои сети на глубине 457 метров в водах в 25 милях от берегов Тортуги, к западу от Ки-Уэст, Флорида. Неожиданно оно зацепилось за что-то под водой. Когда сильно поврежденные сети были подняты на борт испуганными членами экипажа, их содержимое изумило всех, кто был на борту: три целых испанских кувшина для оливкового масла (похожих на средиземноморские амфоры), разнообразные металлические предметы, куски корабельной оснастки, а также многочисленные куски дерева, среди которых был найден фрагмент перил, покрытый декоративной резьбой. Капитан Льюис, описывая деревянные объекты, признался: «Дерево выглядит так же, как в день, когда корабль был изготовлен». Льюис, старый рыбак, не слишком интересовался затонувшими кораблями, позвонил и дал мне точные координаты.

В 1972 году я объединился с несколькими океанографами, чтобы нанять исследовательское судно Alcoa Seaprobe, с целью поиска этого рэка. Однако при том уровне развития технологий глубоководных исследований нам так и не удалось его обнаружить. Несколько месяцев спустя мы решили испробовать старый проверенный способ – протащили стальной кабель, закрепленный между двумя рыболовецкими судами, и в результате подняли на борт огромный якорь. Еще не существовало телеуправляемых аппаратов, и мы никак не могли узнать, что же лежит на дне. Тем не менее, рассмотрев артефакты, поднятые Trade Winds, я был уверен что это испанское судно, затонувшее в период с 1590 по 1630 год.

К 1988 году технологии глубоководных исследований сделали гигантский шаг в развитии, и я стал членом Seahawk Deep Ocean Technology, компании, которая на протяжении трех предыдущих лет успешно занималась исследованиями океанских глубин, уделяя особое внимание поиску и изучению исторических кораблей. В апреле 1989 года нам легко удалось обнаружить рэк у берегов Тортуги. Картинка, полученная при помощи сонара, показала, что объект имеет размеры тридцать шесть на пятнадцать метров. Телеуправляемый подводный аппарат «Фантом» был отправлен к объекту, и его камера передала на монитор изображение останков испанского корабля, скрытого от человеческих глаз в течении четырех сотен лет. Вся команда затаив дыхание наблюдала за возникавшими изображениями корабельных досок, груд балласта, штабелей кувшинов для оливкового масла, керамических изделий, среди которых была обнаружена тарелка из китайского фарфора, и кусков канатов.

В июне 1989 года при помощи «Фантома» был поднят бронзовый колокол, с помощью которого надеялись установить принадлежность корабля. Желание добиться идеального результата вынудило исследователей нанять ТПА «Мерлин», весьма сложный аппарат, разработанный экспертом по ТПА Гордоном Ричардсоном и изготовленный фирмой Ametek Offshore в Абердине, Шотландия. Новый ТПА был изготовлен в апреле 1990 года и обошелся в более чем два миллиона долларов. «Мерлин» – чудо космической эры. Он оснащен тремя видеокамерами, которые обеспечивают угол обзора в 180 градусов. На нем также установлены три 70-миллиметровые фотокамеры, при помощи которых можно снимать все объекты «ин ситу», затем переводить изображения в электронный вид и использовать при последующем составлении полного плана исследуемого объекта. «Мерлин» также имеет два манипулятора, водометы и помпы и множество других новейших приспособлений.

Seahawk Retriever, шестидесятичетырехметровое исследовательское судно, на борту которого находился «Мерлин» и специально обученная команда из тридцати человек, подошло к Тортуге в середине мая 1990 года. Проект был международным: в нем участвовали представители двенадцати стран. Команда потратила два месяца, составляя полный план объекта. При цене восемнадцать тысяч долларов за один день, это было исключительное дорогое предприятие. К концу лета было поднято более десяти тысяч артефактов, включая три бронзовых навигационных астролябии, двадцать семь слитков золота, более тысячи серебряных монет, а также ювелирные изделия, керамику, пушечные ядра и мушкетные пули и несколько дюжин целых кувшинов. Было определено, что затопленный корабль является одним из трех галеонов, затонувших на большой глубине в этом районе в 1622 году и похож на еще один знаменитый рэк – «Аточу».

Сезон 1991 года был не менее захватывающим, чем предыдущий. ТПА снова поднял на поверхность золотые слитки и сотни золотых и серебряных монет. Одной из самых дорогих находок стала золотая цепь длиной почти десять метров – едва ли не самая длинная цепь, поднятая с затонувшего корабля. При помощи исключительно тонко настроенного манипулятора «Мерлину» удалось поднять на поверхность более пяти тысяч прекрасных жемчужин. Среди многочисленных керамических изделий, найденных на месте кораблекрушения, оказалась тарелка, украшенная гербом римского папы. Это означало, что на борту обреченного судна находился папский нунций. Одной из самых странных находок были четырнадцать маленьких птичьих клювов; вероятнее всего кто-то вез в Испанию клетку, полную экзотических птиц.



В том же 1966 году, когда капитан Льюис нашел затонувший корабль вблизи Тортуги, другое судно, ловившее креветок, тащило сети на глубине 366 метров и зацепилось за рэк. Это произошло в шестидесяти милях к востоку от Сан-Августина во Флориде. Было поднято шесть больших медных поварских котлов, несколько камней из балласта и три пушечных ядра. В начале 1990 года Seahawk при помощи сонара отыскал и это судно. Поскольку «Мерлин» был занят на раскопках у Тортуги, для проведения поисков на новом месте нужно было найти другой способ. Был подписан договор с Harbor Branch Oceanographic Foundation в Форт-Пирсе, Флорида.

В октябре 1990 года при использовании подводного аппарата Johnson-Sea Link I было проведено десятидневное исследование нового объекта. Я выполнял функции главного археолога в экспедиции и испытал самые острые ощущения моей жизни, осуществляя работы на огромной глубине в 366 метров. Каждый день мы осуществляли два погружения длительностью от трех до четырех часов. И за шестьдесят шесть часов, которые были проведены на месте кораблекрушения, нам удалось произвести всестороннее археологическое изучение объекта, как будто мы находились на мелководье. Используя манипуляторы субмарины, мы, прежде всего, разметили сетку раскопок, отметив ее на поверхности буями. Затем, используя как видео-, так и фотокамеры, расположенные на носу аппарата, составили фото-мозаику объекта. На ней было хорошо видно тринадцать пушек и два якоря, лежащих рядом с огромной грудой балласта, а также еще большое количество медных котлов, керамических изделий, пушечных ядер, деталей корабельной оснастки, инструментов и множество других предметов, каждый из которых был обмерен, нанесен на план и сфотографирован «ин ситу».

В ходе следующего этапа исследований мы подняли образцы различных предметов и выкопали пробные шурфы при помощи маленькой помпы. Всего было поднято более ста предметов, среди которых была стеклянная бутылка из-под рома, две маленькие железные пушки, бронзовый телескоп, каменный жернов, а также множество мушкетных пуль и пушечных ядер. Наиболее интересным предметом был кусок дерева с обернутой вокруг него хлопковой леской.

Наша маленькая помпа не могла копать глубоко, поэтому когда мы вернулись к раскопкам в апреле 1991 года, у нас собой был более мощный инструмент – водомет, закрепленный на носу спускаемого аппарата. Нам удалось удалить мощные песчаные наносы с груд балласта, и мы с удивлением увидели, что вся нижняя часть корпуса судна очень хорошо сохранилась. Мы поняли, что это типичное испанское судно, с сосновой обшивкой и килем и шпангоутами, изготовленными из дуба. Были найдены еще одна пушка и якорь, а также сотни других объектов, таких как деревянные блоки, фрагменты канатов и якорного троса, инструменты, медные пуговицы и пряжки, куски свинца и меди, оловянная ложка, звериные кости, керамические черепки, куски кожи и шесть серебряных испанских монет начала восемнадцатого века. В этом районе пропали несколько кораблей, входивших в состав флота 1715 года, и, основываясь на датировке ряда находок, можно было предположить, что найденный корабль – один из них.

Наиболее важным инструментом при поиске затонувших судов является сонар бокового обзора. До недавнего времени такие сонары легко обнаруживали целые корабли, лежащие на морском дне, но были абсолютно бессильны при поиске старых судов, которые часто находятся в плохом состоянии и их фрагменты рассеяны по дну. Было просто невозможно отличить скалу или фрагмент кораллового рифа от пушки и других артефактов. Современные сонары бокового обзора могут быть очень точно настроены и дают аккуратную картину морского дна, выделяя на ней предметы, изготовленные человеком, такие как пушки, якоря и тому подобное.

В ходе одной из экспедиций, лет шесть назад, используя сонар, я наметил более 800 целей. Для исследования каждой из них мне приходилось спускать телеуправляемый аппарат. Пока я нашел корабль, который искал, прошел месяц. Используя современный прибор, я могу найти искомый объект за один – два дня.

Вестингнаус разработал революционную систему подводного лазерного сканирования, которая работает эффективно на глубинах до 1500 метров. Она обнаруживает мельчайшие предметы и передает их абсолютно четкое изображение на записывающее устройство на поверхности.

В меньшей степени технологические улучшения затронули поиск кораблей на небольших глубинах. Основной инструмент охотников за сокровищами на протяжении последних сорока лет – протонный магнитометр – все чаще заменяется более чувствительными цезиевыми или рубидиевыми магнитометрами. Значительно улучшены сонары, с помощью которых можно вести поиск предметов, спрятанных под осадочными слоями на дне. Старые приборы могли указывать наличие погребенных предметов. Современные же приборы могут четко обозначить форму предмета и помогают отделить искусственные предметы от природных.

Когда удавалось обнаружить затонувший корабль, лежащий в неглубокой воде, подводники тратили сотни часов в поисках металлических объектов, прочесывая дно при помощи металлоискателей. Это занимало долгое время, поскольку ручные металлоискатели «чувствовали» только металлические предметы, находившиеся непосредственно под маленьким сенсором. В наши дни большие сенсоры устанавливаются на специальных слэдах, с помощью которых можно обыскивать сразу большие площади. За последние три года Marex International использовала подобные приспособления на Багамах при раскопках нескольких испанских судов, и в результате было найдено сокровищ на миллионы долларов. Один из этих кораблей был разметан на площади пять миль. Новые приборы помогли закончить исследования за несколько месяцев, а ранее это заняло бы не меньше десяти раскопочных сезонов.

Новейшие системы GPS, работающие с точностью до пяти метров, также стали незаменимым инструментом при поиске и исследовании затонувших судов. До изобретения GPS нам приходилось использовать буи (которые сносило при плохой погоде, которые постоянно крали и которые были отличным маркером для других охотников) или LORAN, дававшие ошибку до полумили. Сегодня при помощи GPS мы можем засечь глубокий или мелкий рэк, вернуться на это место десять лет спустя и найти его в течение нескольких минут.

Человечество открывает для себя морские просторы не менее шестидесяти пяти сотен лет. Сначала люди ныряли, задерживая дыхание, в неглубокие, прозрачные и знакомые воды за мелкими находками. Теперь они покоряют огромные глубины в поисках древних кораблей. Те же технологии, которые помогли человеку достичь Луны, помогают нам добраться до глубочайших точек нашей планеты, туда, где лежит огромная часть нашего исторического наследия. С каждым годом мы сможем узнавать все больше о прошлом, раскапывая и изучая останки древних кораблей.

Продолжение. начало в № 3(33)2004

Текст: Robert Marx
Фото из архива автора
Перевод: Кирилл «Celt» Егоров

Рубрики: 4(34)2004, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111