RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 4(34)2004 » В поисках затонувших кораблей. Неизвестный античный корабль в Красном мире

Просмотров: 3 157
Об авторе
Автор статьи:

В поисках затонувших кораблей. Неизвестный античный корабль в Красном мире

Архивная статья из № 4 (34) за 2004 г.

Недавно по белорусскому телевидению была показана передача из приключенческого цикла «В поисках затонувших кораблей», которая вызвала широкое обсуждение в СМИ по поводу дайвинга и его доступности обычным людям.

Основным поводом, вызвавшим сотни зрительских и читательских писем, явилось обнаружение съемочной группой неизвестного затонувшего корабля, предположительно относящегося к римскому периоду II–III веков нашей эры. Проверка по всем имеющимся каталогам и картам подтвердила, что данная находка действительно уникальна и представляет собой подлинное археологическое открытие. Об особенностях этих съемок и том, что осталось за кадром, мы хотим рассказать с помощью продюсера и организатора съемок Влада Мурашкевича и автора телепрограммы Ксении Волковой, известной на всей территории бывшего СССР как участницы телепроекта «Последний герой-2».

Анна Быкова: Ксения, Влад, скажите, как вообще возникла идея снимать программу о дайвинге и затонувших кораблях?

Ксения: Здесь все просто. Во время съемок «Последнего героя» я позорно проиграла один из конкурсов, связанных с нырянием, и еще тогда решила, что вернусь домой и непременно научусь. Я вообще по характеру никогда не бросаю чего-то на полпути и если что-то не получается, то не расстраиваюсь, а просто пытаюсь научиться…

Влад: А меня давно смешили российские телепрограммы вроде «русского экстрима», где дайвинг преподносится как что-то героическое и экстремальное, доступное лишь избранным, например, когда патетический голос за кадром рассказывает всякие страсти, а участники имитируют «неожиданный отказ акваланга» в кадре или «случайно закончившийся воздух» в баллонах. Недавно, так вообще показывали каких-то «героев», которые из-под носа у пиратов и властей вытаскивали с затонувшего корабля карты кладов, а для пущей интриги они рассказали, что погружались без аквалангов, чтобы их не засекли со стоящих рядом военных кораблей. Неужели нас всех считают идиотами? А кто их снимал под водой? Операторы тоже были без аквалангов и с пластмассовыми камерами? Хоть бы убрали характерный закадровый шум пузырьков из регулятора. В общем, смешно. Но самое печальное во всем этом то, что люди после просмотра таких телепрограмм боятся идти учиться дайвингу, относя его к опасным и сложным видам увлечений. Поэтому основной задачей для меня было доказать, что дайвинг доступен практически каждому нормальному человеку и вовсе это не экстрим, а сплошное удовольствие. Что касается кораблей, то их выбрали в качестве объектов съемки просто для оживления картинки, не одни же кораллы и рыбок показывать, причем специально те, на которых снимали свои героические циклы российские «экстремалы», чтобы уж совсем наглядно было…

А.Б.: Ксения, Влад, вы ведь уже ранее снимали вместе различные телепроекты в Африке и Южной Америке, но они все были на поверхности. Есть ли особенности в производстве подводных телепередач?

Ксения: Для меня – нет. Я продумывала общую концепцию и писала тексты, разве что немного непривычно было работать в кадре без возможности разговаривать и пытаться понимать оператора с помощью жестов.

Влад: Да, конечно, отличия большие. Подводная съемка, кроме специального оборудования, требует достаточно серьезного опыта операторов и ограничена по времени, поэтому приходится сокращать количество дублей, а некоторые планы вообще невозможно переснять, если они не получились с первого раза. Нам повезло, в качестве главного подводного оператора над проектом работал ведущий белорусский дайв-инструктор Андрей Лихачев, который не только настоящий профессионал в дайвинге, но и имеет специальное образование в операторской области плюс огромный многолетний опыт подводной съемки во всех уголках мира. Некоторые его решения в области организации съемочного процесса оказались очень удачными и позволили полностью достичь поставленных целей.

А.Б.: Влад, поделитесь технологией с возможными последователями.

Влад: С удовольствием! Например, при съемке на одном из самых популярных затонувших кораблей «Тистлегорме» была некоторая проблема со сроками нахождения под водой. Причем даже не столько с общей продолжительностью, сколько с неравномерностью расхода воздуха у новичков и профессионалов, ведь если у кого-то из новичков, работающих в кадре, воздух закончится раньше, то подниматься все равно придется всем. Было разработано следующее решение: во-первых, вся группа использовала не обычный сжатый воздух, а Nitrox, что уже само по себе давало выигрыш по времени. Во-вторых, вся группа была разделена на две части – те, кто работал в кадре и те, кто это снимал. Все, кто работал в кадре, являлись исключительно новичками в дайвинге и были экипированы обычным снаряжением с одним баллоном, что давало им более легкую маневренность и возможность легко передвигаться по трюмам, без лишнего риска зацепиться. Вторая часть группы, осуществлявшая съемку и представленная профессионалами, была экипирована двумя баллонами. Пока по разработанному алгоритму проходили погружение, осмотр мест для съемки, выбор планов и постановка задач, вся группа перемещалась парами, при этом используя только один из баллонов в спарках на двоих с новичками с помощью октопусов. Затем, когда необходимая подготовительная часть была закончена и началась съемка, каждый использовал только свои полностью заряженные баллоны. Остаток же воздуха в первых использованных «по-братски» был резервом на всплытие, что дало возможность работать до минимального остатка на основных баллонах. Такой подход дал нам возможность спокойно снять все необходимое. Мы, правда, чуть-чуть превысили общее положенное время, но, заранее предполагая такую возможность, подготовили на сейфети-стопе связку из новых баллонов с регуляторами и смогли находиться там необходимое для безопасности время.

А.Б.: Ксения, «Тистлегорм» находится на глубине более 20 метров, а вы только перед выездом прошли курс PADI «open water», который не позволяет по своим правилам погружаться на глубину более 18 метров. Это было не страшно?

Ксения: Нет, конечно, ведь программу мы задумывали как раз для того, чтобы показать, что не так страшен черт, как его малюют, да и вообще были слишком заняты процессом съемки, чтобы найти время пугаться. Собственно причин для беспокойства и не было. Полазили по трюмам, где «русский экстрим» искал ядерное оружие, поразглядывали груды снарядов, военную технику, пофотографировались с рыбами.

А.Б.: Ксения, Влад, расскажите теперь о найденном вами античном корабле, слухи о котором будоражат зрителей с момента выхода телепрограммы. Вы там правда нашли какой-то клад?

Ксения (смеется): Ну почему сразу клад… Так, кое что на память. Вообще, право открытия принадлежит не мне, а Андрею Лихачеву. Именно он первый заметил в зарослях кораллов что-то необычное и показал всем остальным. Дело в том, что за сотни лет на месте крушения вырос целый риф, и заметить остатки корабля достаточно трудно. Мы проплыли в десятке метров и ничего не увидели, пока нас не ткнули носом и не показали, куда смотреть. Зато потом мы еще несколько раз погружались туда и смогли все отснять и рассмотреть внимательно.

Влад: Я, честно говоря, не ожидал такой находки и сначала подумал, что это невозможно, ведь Красное море исплавано вдоль и поперек, тут постоянно находится масса дайверов со всего мира. На тех же, до этого отснятых нами кораблях, иногда просто проталкиваться надо было через толпу ныряющих и периодически выгонять чужих из кадра. Только потом, когда мы попытались выяснить сначала у местных, а потом по картам и каталогам, не находил ли кто его раньше, я поверил, что действительно произошло открытие. Находка, конечно, впечатляет. Как представишь, что ее возраст более чем в два раза превышает возраст Москвы или Минска, – аж мороз по коже…

А.Б.: Ксения, Влад, а как вы узнали, когда именно произошло крушение? И не подшутили ли над вами местные, просто подбросив всякие разные черепки для туристической привлекательности? И почему, наверное, в самом изученном море на него раньше никто не наталкивался?

Ксения: Ну, это определяли не мы. Мы просто почувствовали, что это все очень-очень древнее, а по возвращении показали свои съемки археологам, специализирующимся на таких вещах. Вот по остаткам элементов конструкций судна, форме амфор и других предметов утвари они и отнесли корабль к римским торговым судам начала нашей эры. А по поводу «подбросить для туристов», то это не проходит, так как большинство предметов так заросло кораллами, что даже трудноразличимо в принципе. Подбросить черепок можно, а вот подбросить черепок с выросшим на нем кораллом – вряд ли…

Влад: Все дело в месте находки. Оно расположено в стороне от всех привычных дайверских маршрутов. Маленький, совершенно неприметный риф, который ничего из себя особо не представляет. Мы ведь и остановились там совершенно случайно, просто по пути к очередному месту съемок. У нас что-то там сломалось в навигационной системе яхты, и пока ее настраивали, мы решили просто погрузиться, чтобы не терять зря времени, даже без съемок, просто для тренировки навыков. Ну, и Ксения, конечно, права, что сами мы вряд ли поняли бы, с чем столкнулись, все-таки опыта недостаточно даже для того, чтобы просто увидеть, что вот эти предметы явно искусственного происхождения, а не очередные причудливые морские обитатели. Тут надо говорить спасибо Андрею Лихачеву, именно его опыт помог нам оказаться сопричастными к открытию, да и телепрограмма благодаря этому стала гораздо интереснее.

А.Б.: Ксения, Влад, что дальше? Вы оповестили дайверский мир о находке? Что будете делать?

Ксения: Вот сейчас с помощью «Октопуса» и оповещаем. Пока об этом было немного рассказано только в телепрограмме. Официально мы не регистрировали находку и не обращались пока за разрешением к властям Египта на ее углубленное изучение. Надеюсь, это впереди. Там осталось еще много интересного, что не удалось рассмотреть сразу.

Влад: Думаю, минский дайв-клуб «Морской Пегас», возглавляемый автором открытия Андреем Лихачевым, в самое ближайшее время организует повторный выезд к этому месту. Надеюсь, что мы тоже сможем присоединиться к ним, так как во время съемок по-настоящему заразились дайвингом и теперь являемся самыми преданными поклонниками этого прекрасного и удивительного вида активного отдыха… Тех же, кто хочет увидеть фото из этой поездки, я приглашаю на наш экспедиционный сервер www.africa-expedition.com где они размещены в дневниках.

P.S. В завершение хотелось бы поблагодарить с помощью вашего уважаемого издания тех, благодаря кому стало возможным осуществить наш телепроект: торговую марку фильтров и систем очистки воды «Барьер», единственный в Минске специализированный магазин подводного снаряжения «Sub Life» и туристическую компанию «Сакуб».

Подготовила: Анна Быкова
Фото: Андрей Лихачев, Андрей Василевский

Рубрики: 4(34)2004, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111