RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » Самиздат » Первый буксир

Просмотров: 4 425
Об авторе
Автор статьи:

Первый буксир

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этим небольшим отчетом я хотел бы начать серию заметок об интересных судоподъемных работах, в которых мне довелось принять участие. Моя цель – найти людей, которые могли бы посоветовать что-то полезное в будущем, а также просто хотел поделиться своими воспоминаниями о том, как это происходило на Северной Двине в Архангельской области.

Заранее прошу прощение за качество рисунков – я не художник, да и не писатель, но надеюсь, все будет понятно и интересно.

В начале лета 2011 года я получил предложение поработать на судоподъеме от водолазной компании в г. Северодвинск. Был в предвкушении от предстоящих событий: белое море, хорошая видимость, да и сам характер работ подразумевал получение новых навыков и полезный опыт. Однако, по приезду меня ждало небольшое разочарование: илистое дно, видимость до полуметра (в лучшем случае), а сами суда частично торчали из воды своими, словно хамски надкусанными, бортами. Это работа местных умельцев – по зимнему льду срезать все, что можно. Забегая вперед, скажу, что мое мнение изменилось: подняли 3 судна – и каждая из этих побед доставалась весьма немалыми усилиями, сказывалось это и на людях. Многое можно узнать о своих товарищах, оказавшись за пределами комфорта и обыденности.

Начну в хронологическом порядке… Первым объектом был безымянный морской буксир, изначально ходивший на паровой машине, а ныне стоявший в убогом, полуразделанном состоянии в акватории Архангельского судоразделочного завода. Удалось выяснить, что находится он здесь примерно с конца 80-х годов прошлого века. Какая-то компания уже занималась его подъемом, все у них получилось – судно было на плаву, но возникли разногласия по оплате, и парни сами затопили плоды трудов своих. Позднее сами сотрудники завода решили просто с помощью полиспаста тянуть судно к берегу, но ничего у них не вышло. Кто-то еще пытался поднимать этот буксир, но и эти попытки были безрезультатны.

Внешним осмотром корпуса были определены 2 пробоины в носовой части буксира, края неровные, вогнуты внутрь судна, размеры наибольшей пробоины примерно 160 х 80 см. Небольшой фрагмент носовой части корпуса не было возможности осмотреть, так как препятствовал недорезанный борт другого затонувшего судна, стоящий вплотную.
Никаких чертежей буксира, конечно же, не было, поэтому все познавалось путем проб и ошибок.

Мы начали пытаться проводить пробную откачку, так я и познакомился с теми людьми, с которыми сильно сдружился, преодолевая трудности речного судоподъема. Команда Андрея Рычкова – простые ребята, далекие от офисов и бумажных проблем, надежные и с виду грубоватые, но очень добрые и веселые парни – Рыжий (Андрей Хай), Компот (Михаил Осипов) и Мосяга (Сергей Мосягин). Взамен на водолазную помощь на их объекте, парни согласились помочь с водоотливными средствами на нашем буксире. Нельзя не восхититься техникой Андрея Рычкова – все сделано своими руками из подручных средств с применением чисто русской смекалки. Если бы двигатели внутреннего сгорания придумали в каменном веке, то можно подумать, что вся техника Андрея, как раз из кайнозоя. Но главное, что она работает!

Результат откачки неоднозначен – в кормовой части, соединяющейся с машинным отделением, серьезная пробоина в днище где-то под валом. Из котельной и примыкающих угольных цистерн вода понемногу откачивается. В носовой части обнаружена цистерна, располагающаяся по ширине буксира, самым мощным насосом уровень воды роняется на метр, видно серединную перегородку. В самом объемном носовом отсеке с пробоинами, обнаруженными и заделанными снаружи, уровень не падает вообще.

Начав поиск с внешней стороны кормового отсека, обнаружили небольшой туннель в иле, около полуметра в диаметре, образовавшийся в результате мощного потока воды внутрь отсека через пробоину. Начали размыв грунта. Заглубившись около метра по вертикали, пройдя около 2,5 метров к срединной линии судна от начала туннеля, я наощупь обнаружил, что буксир сидит на стыке двух рельсов от дорожки слипа этого самого судоразделочного завода. Стык этот сломан, уходящая в глубину рельса смещена с пути, а по днищу судна, над уцелевшей рельсой – дугообразная вмятина протяженностью около 80 см с прорывами металла. Заделать такой дефект было непросто, помогли тряпки и пластилин.

Приступили к носовой части. Попытка разведать внутреннее устройство той цистерны оказалась малоинформативной. Я старался как можно меньше совершать движений, но в самой цистерне тоже лежал слой ила около полуметра. Удалось выяснить только то, что за ней симметрично располагается еще такая же цистерна, соединены они небольшим проемом. В стенах дефектов я не нащупал, а днище под слоем ила.

Носовой отсек с заделанными пробоинами решили вскрывать сверху, и поэтапно при откачке искать откуда происходит приток воды. Как выяснилось, это была большая ошибка, из-за которой мы потеряли очень много времени и проделали уйму ненужной работы. Было вырезано четыре люка, в каждый заводили всасывающий рукав насоса, а никакого продвижения в диагностике это не давало. Поиск с внешней стороны судна тоже не имел положительного результата и сильно осложнялся фрагментом борта другого судна. Дело зашло в тупик.

Стали искать логическое объяснение – где-то в днище пробоина, причем очень большая, но никаких очевидных тоннелей в илистом грунте не было. Я решил повнимательнее прощупать тот участок, который прилегал к постороннему куску металла. Отгребая ил руками, ползком протискивался между двумя бортами, а когда дальше уже пролезть было невозможно – меня посетила светлая мысль … Нет, ну что вы? «О том, за каким дьяволом мне все это надо и чего я сюда залез» видимо, решила посетить чью-то другую голову. Я просто взял в руки щуп и начал втыкать его в ил и скрести по корпусу буксира в надежде почувствовать дефект там, куда не дотягиваюсь рукой. Внезапно самый кончик щупа на максимально вытянутой руке провалился! Дальше была радость, 1,5 часа размыва грунта и удивление от тактильных ощущений постепенно открывающейся картины, надежно спрятанной от человеческих глаз 3-х метровым слоем воды и 2-х метровым слоем ила.

Оказывается, тот самый кусок борта, который так мешал – часть кормы от судна, лежащего с большим креном, а на дне реки в иле покоится еще и винт. Когда несколько лет назад уже плавающий буксир решили затопить, его насадили на лопасть этого винта, а дальнейшие попытки тянуть его к берегу привели к тому, что образовался прорыв протяженностью около 2-х метров, проходящий через 2 отсека. Такое масштабное повреждение, да еще и с торчащей лопастью, заделать нашими силами и средствами не представлялось возможным. Тогда решили эти 2 отсека заполнить газом, чтобы вытеснить воду до верхнего края пробоины. Не трудно себе представить, как было обидно герметично заваривать все те люки, которые несколько дней вырезали.

Когда все было сделано, открылась еще одна серьезная проблема. Те небольшие пробоины, которые заделали снаружи – это серия из 4-х прорывов корпуса о выступающий кусок борта соседнего металлического утопленника, и их нужно заделать герметично для газа. Попытались заварить снаружи, но сварщики, с которыми я работал, пока еще не достигли необходимого мастерства, чтобы выполнить эту задачу. Тогда решили загерметизировать человека в отсеке, начать подачу газа и по мере падения уровня воды и обнаружения дефектов, быстро и уверенно их заделать.

Я вызвался испытать предложенный мною метод. Много интересного мне предстояло увидеть: все свистит, шипит, отсек завален всяким хламом. Впечатляет, когда видишь дыру размером с кулак, с той стороны вода, но при этом она не затекает. Я наспех заделал все как смог, и когда появилось время обдумать в тишине как основательно загерметизировать все дефекты, у меня гаснет основной фонарь. Запасной слетел со лба и утонул где-то в илистой жиже еще в самом начале моей экскурсии. Собирался я в темноте, добрую половину инструмента не смог нащупать, одел снаряжение и попросился на свет божий. Чтобы выйти – нужно было выровнять давление и открыть крышку люка. Все мои заделки, конечно, не сработали, но сам метод показался вполне достойным, и на следующий день, основательно подготовившись, туда отправился опытный сварщик. За 5 часов работы все пробоины были герметично заделаны.

Днем позднее доблестная команда Андрея Рычкова пришла нам на помощь со своими высокотехнологичными средствами. Все кормовые отсеки, машинное отделение и котельная откачивались насосами. Те 2 носовых отсека продувались выхлопными газами одного из насосов(!!!). Даже, несмотря на пробоину в одной из цистерн, судно поднялось, нос соскочил с торчащей из его борта лопасти, потянули тросом с берега и… Он поплыл… Очень приятное ощущение, когда видишь как тонны металла приходят в движение в результате твоих трудов. Радость была всеобщая.

Надеюсь, я несильно утомил вас рассказом, просто старался воспроизвести историю такой, какой она была. После этого нам дали контракт на еще один судоподъем, но это уже отдельный разговор…

Текст: Михаил Котский, водолаз 5 разряда, инструктор PADI #647068

Хотите поделиться своим опытом?
Пришлите свой материал, и он будет опубликован в разделе «Самиздат«.

Рубрики: Самиздат

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111