RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 1(49)2007 » Поиск своей истории. Учебное пособие с шутками и прибаутками

Просмотров: 2 912
Об авторе
Автор статьи:

Поиск своей истории. Учебное пособие с шутками и прибаутками

Архивная статья из № 1 (49) за 2007 г.

Каждому нормальному человеку интересно узнать свою историю. Историю своего рождения, своих родителей, своих предков. Иногда случается так, что история эта по каким-то причинам не устраивает или не полностью устраивает ее хозяина, причем далеко не всегда из-за того, что предки были бандитами и грабителями (вчера – бандиты, сегодня – революционеры, или наоборот).

Тогда-то и происходят всякие исторические казусы. Выбившийся в люди мелкий лавочник по фамилии Понькин вдруг становится бароном фон По.

Такие чудесные превращения встречаются не только с отдельными гражданами, но и с целыми народами и государствами. Когда я учился в школе, первой столицей древней Руси считался Великий Новгород. В последние годы российские ученые доказали, что пришедший на княженье на Русь Рюрик основал свою первую столицу не в Новгороде, а в Старой Ладоге. Вот вам одна из исторических метаморфоз. История времен совсем недавних дает нам великое множество еще более чудных исторических превращений. Конечно, из-за всего этого процесс изучения истории сильно усложняется и приобретает некий криминалистический оттенок, зато и становится более увлекательным. И порой главными доказательствами той или иной исторической версии являются археологические артефакты.

Чтобы в мозги сограждан внести ясность, читателю и предлагается сие глубоко научное учебное пособие, содержащее термины и определения, и снабженное лирическими комментариями и отступлениями – для простоты усвоения читаемого. Данное пособие раскроет пытливому уму лишь малую толику необъятной исторической науки, составной крупицей которой и является подводная археология. А дабы не утомить читающего сухими формулировками, они будут разбавлены повествованием об одной из многочисленных экспедиций проекта «Тайны затонувших кораблей», проходившей на Ладоге в августе 2006 года.

Учебное пособие (учебник) – передает информацию в виде исторических данных и прочих фактов абсолютных, раскрывающих суть рассматриваемого (изучаемого) предмета, которые под сомнение не ставятся и обсуждению не подлежат.

Если во всех технодайверских учебниках написано о том, что впервые в мире подводный аппарат замкнутого цикла для дыхания под водой (прообраз современного ребризера) изобрел в 1879 г. англичанин Флюс, значит, дайверы всего мира должны знать и почитать изобретателя Флюса.

Лирическое отступление (в дальнейшем для краткости просто Лирика) – подобную конструкцию же, еще в 1873 году изобрел мичман русского военно-морского флота А. Хотинский (почти как в анекдоте «…последнее относится к немцам, чтобы не лезли со своим рентгеном»), которого, полагаю, вряд ли кто знает среди отечественных дайверов, не говоря уже о зарубежных.

Итак…

Археология (гр. Archaiologia – рассказ о старине)– наука, изучающая историческое прошлое человеческого общества по вещественным памятникам (орудиям труда, утвари, оружию, жилищам, укреплениям, местам погребений), основным способом открытия и изучения которых являются раскопки (Словарь иностранных слов. Москва, 1954 г.)

Археология – наука практическая. Опираясь на объективные факты, а точнее артефакты (находки), она позволяет моделировать реальные исторические ситуации и делать конкретные исторические же выводы. Нашли, например, две одинаковые глиняные плошки, датированные VIII веком н.э., одну в Старой Ладоге, другую, скажем, в Швеции. Значит, между Старой Ладогой и Швецией в VIII веке существовал интенсивный товарообмен.

Конечно, в обывательской голове археология ассоциируется исключительно с кладами. Разрыл могилку или курганчик и извлек из нее охапку золотой мишуры этак с килограмм весом. На наши деньги это тысяч 300-500 рублей! Богачество целое. Это взгляд лоха и чайника. Мало-мальски просвещенный обыватель понимает, что столько может стоить только одна золотая побрякушка, если она очень старая, а иногда даже вовсе не золотая, если уж очень древняя и редкая. Но и это опять же взгляд дилетанта.

Для археологии ценность может представлять находка, цена которой в рублевом эквиваленте будет измеряться цифрой, близкой к нулю. Раскопали, допустим, где-то под Пензой древний голыш с мудреным орнаментом, который встречался только у индейцев Майя, и сразу голыш становится бесценным, потому как полностью переворачивает все знания современного человечества о расселении народов в глубокой древности. И это уже мировое открытие («открытие» – см. ниже).

Но и ценность находки – не всегда самое главное. В археологии, как в криминалистике, важно абсолютно все: что лежит, где лежит и как лежит. Строго определенное расположение ритуальных предметов при захоронении, к примеру, может идентифицировать принадлежность усопших к одному клану, хотя их могилки разделяют тысячи километров. Вот и копаются дотошные археологи с совочками и кисточками на точно размеченных клочках земли.

Что касается сокровищ (в смысле злата-серебра), то их в большинстве своем уже выгребли древние мародеры. Хотя и в настоящее время мародеры и гробокопатели тоже существуют в немалом количестве.

С ними любое более-менее цивилизованное государство пытается бороться. В России проводить археологические раскопки может только лицо, получившее соответствующее разрешение под названием «Открытый лист» от Института археологии РАН. Даже если ты профессиональный дипломированный археолог, археологически копаться в земле ты не имеешь права, если у тебя нет на то «Открытого листа».

Открытие (не путать с открыванием) – нечто (необязательно материальное), о чем доселе никто не знал. Например, таблица Менделеева, туберкулезная палочка, гробница Тутанхамона и т.п.

Подводная археология – то же самое, что АРХЕОЛОГИЯ, только накрытая сверху слоем воды.

Поскольку под воздействием всяко разных катаклизмов земная твердь временами погружалась под воду, то, соответственно, вместе с ней туда же отправлялись и некоторые творения рук человеческих. Александрийский маяк, например, или Порт-Ройал. Они и им подобные объекты и являются предметом исследований подводных археологов. Но не только. Воды на Земле было много всегда, значительно больше, чем суши. А человек, на суше этой обитавший, всегда был непоседой. Все-то время он егозил, и вода ему мешала.

Увидят, бывалочи, неандертальские мужички на другом берегу реки неандерталочку смазливенькую, начнут они егозить вдоль берега туда-сюда, заламывая руки. И найдется среди них один храбрец. Прыгнет он в реку и станет сучить ручками и ножками, покуда не ослабнет и не потонет. И тогда найдется другой неандерталец, не очень смелый, но смекалистый. Приспособит он бревнышко и, примостившись на нем, станет грябать дрыном пальмовым, устремляясь навстречу своей любви неандертальской. За ним и другие с бревнышками потянутся. Дальше – больше. Чтобы ножки в воде не мочить, смастерит Смекалистый долбленку, а чтоб веслом зря не махать, приладит листик пальмовый на палочке. Вот вам и парусное плавсредство, да и вода уже не препятствие, а транспортная магистраль. Так, собственно, и зарождались кораблестроение и судоходство, а с ними вместе и их история, которая человека современного и любознательного очень интересует.

До исследователей наших дней информация о древних, а зачастую, и не очень древних кораблях дошла в основном в виде графических изображений: на бумаге, холсте, папирусе, камне, керамике и пр. Известно, что для художников всех времен зеркальное сходство изображения и объекта не самоцель. Первична мысль, настроение и взгляд самого художника. Поэтому по художественным шедеврам восстановить конструкцию корабля не всегда бывает возможно. Не говоря уже о его деталях и конструктивных узлах. Древние пращуры наши не позаботились о том, чтобы увековечить свои корабли на суше в назидание своим любознательным потомкам. Потому и находки корабельных артефактов на суше крайне редки и скудны. При раскопках Старой Ладоги были найдены лишь несколько корабельных досок и с десяток заклепок, их соединявших, которые и явились подтверждением интенсивного судоходства на реке Волхов в VIII веке в районе древнего города. Естественно полагать, что если где и сохранились остатки старых кораблей, то скорее всего именно в воде, вернее под водой – на дне различных водоемов, бывших некогда судоходными магистралями. Кому же заниматься поиском и изучением этих утонувших кораблей, как не подводной археологии.


Лирика. Я неспроста ранее несколько раз упоминал Старую Ладогу и реку Волхов. У людей, интересующихся русской историей, эти названия вызывают живой и вполне закономерный интерес. Интерес этот разделяет и команда нашего проекта. Проект «Тайны затонувших кораблей» придуман, чтобы показать современникам корабли, которые хранятся на морском дне, попав туда в силу различных трагических обстоятельств в различные времена.

Оговорюсь сразу, проект этот не археологический. Задумывался он как телевизионно-просветительский. Цель – запечатлеть историю, застывшую на морском и речном дне и донести ее через СМИ до зрителей, слушателей и читателей. Поддержал идею проекта и продолжает поддерживать до сих пор «Газпром». Решается сия задача в следующей последовательности: обработав достаточное количество архивных данных, команда отправляется в поисковую экспедицию («экспедиция» – см. ниже). При помощи ГБО (гидролокатор бокового обзора) и на основании этих данных на дне водоема находится древний корабль. На него опускаются водолазы и находят его название, если оно есть. Затем внимательно визуально его изучают и идентифицируют, если нет названия. Потом все это снимается на фото и видео, зарисовывается и описывается. Готовый материал представляется широкой общественности.

В реальной жизни планы и действительность почти всегда существенно отличаются друг от друга. Крайне редко бывает так, что, найдя на дне искомый корабль и опустившись на него, вы сможете обнаружить и прочитать название на его борту. Хотя и такое все же иногда случается, к примеру «Гангут» или «Олег». Правда и на них без определенной сноровки найти желанную надпись удается не сразу.

Чаще все же название отсутствует. То ли стерлось со временем, то ли краска растворилась, то ли часть борта отсутствует, то ли что-нибудь еще. Вот тогда корабль идентифицируется по внешним признакам. Длина, ширина, высота борта, конструктивные особенности корабля, наличие пушек, их количество и расположение и еще много-много всего в том же духе. Чем больше будет собрано такой информации, тем с большей точностью можно идентифицировать корабль. На это могут уйти дни, недели, месяцы и даже годы кропотливого труда. Для этого люди опускаются под воду с линейками, рулетками, пластиковыми блокнотами и еще целой кучей всяких хитрых приспособлений. Ну и конечно же с фото и видео.

Таким образом были тщательно обследованы, закартированны и после детального анализа идентифицированы яхта шведского короля Густава III «Аврора» 1790 года утонутия и голландский торговый корабль «Архангел Рафаил», утонувший в 1724 году. На этих же кораблях впервые в нашей стране было проведено площадное фотографирование. В результате компьютерной обработки более чем 300 полученных фотоснимков были сделаны фотопланы обоих этих кораблей.

Все это уже, конечно, элементы подводной археологии. И должны ими заниматься ученые, или проводимыми работами должны ученые руководить (важному понятию «ученый» и его разновидностям посвящен целый раздел нашего учебного пособия, следующий чуть ниже). Ученые, как известно, бывают разные. Для некоторых из них главной целью в подводной археологии является поиск и подъем с кораблей раритетов (артефактов) и их демонстрация. Конечно же, в ходе археологических работ на затонувшем корабле артефакты должны подниматься в том числе и для его идентификации, но только после того, как будет составлен подробный план корабля и на нем зафиксировано место поднимаемых находок. А также после того, как будут решены вопросы их консервации, реставрации и хранения.

В силу необходимости идентификации ряда найденных нами объектов археологическим способом, проект «Тайны затонувших кораблей» заключил договор с Институтом материальной культуры Российской Академии наук (ИМК РАН), и подобные работы были проведены в рамках проекта под руководством специалистов ИМК РАН на основании их разрешительных документов («Открытый лист»), в том числе и подъем артефактов с их последующей паспортизацией, консервацией, реставрацией и ответственным хранением в ИМК РАН.

Консервация артефактов, поднятых из-под воды, требует много времени, сил и средств. Особенно это касается деревянных предметов. Поэтому, прежде чем поднимать что-то из воды, неплохо бы хорошенько подумать, что и как с этим потом делать. Деревянные фрагменты яхты «Аврора», поднятые 2 года назад, до сих пор проходят обработку полиэтиленгликолем в лаборатории ИМК РАН, а проект за это платит. Керамические изделия хорошо сохраняются в морской воде, даже пролежав там несколько сотен лет, поэтому они, как правило, не требуют длительной и дорогостоящей консервации и реставрации, но перед тем как их поднимать, хотелось бы понять, где они будут храниться, вернее экспонироваться. В таких музеях как «Эрмитаж» и ему равнозначных для подобных экспонатов место лишь в запасниках. В краеведческих музеях далеко не всегда есть условия для организации подходящей экспозиции. Создание собственной постоянно действующей экспозиции в настоящий момент затруднено юридической казуистикой, поэтому после завершения работ на «Авроре» и «Архангеле Рафаиле» мы вообще ничего не поднимаем на поверхность, кроме деревянных щепок для радиоуглеродного анализа. А чтобы труды не пропали даром, были сделаны три электронных стенда, посвященные, соответственно, Выборгскому сражению 1790 года, гибели фрегата «Олег» и карте затонувших объектов Финского залива. Любой желающий может совершить увлекательные подводные путешествия, не выходя из зала, и познакомиться с историей, скрытой от человеческих глаз толщей морской воды. В конце 2006 года ректор СПГУ Л.А. Вербицкая в торжественной обстановке открыла электронную экспозицию проекта «Тайны затонувших кораблей» в музее СПГУ.

Ученый – человек, изучающий или исследующий что бы то ни было и знающий, как это делается. Ученые делятся на следующие категории:

  • настоящий ученый;
  • псевдоученый (ненастоящий ученый);
  • большой ученый;
  • малый ученый (помощник ученого);
  • ученый-академик.

Настоящий ученый – это не тот ученый, у кого много всяких ученых степеней, фундаментальных трудов и прочей ерунды. У НАСТОЯЩЕГО УЧЕНОГО может не быть вообще никакого образования и не только специального, но и вообще никакого. Главное не это. Главное это то, что НАСТОЯЩИЙ УЧЕНЫЙ должен делать открытия. Желательно мирового значения и желательно регулярно, ну, по крайней мере, один раз.

Наиболее благоприятная наука в плане открытий это, конечно же, археология. Нашел осколок горшка с невнятной вмятиной в далекой степной деревне, и готово. Вот оно!!! Это для местных землепашцев он кусок горшка, а сметливый глаз настоящего ученого сразу же распознает на этом осколке древней керамики ни много ни мало профиль Александра Македонского, слегка подточенный налетом времен. Вот и сенсация мирового значения: древний тамбовский зодчий донес до потомков нетленный образ вождя народов, посетившего древнюю тамбовщину с дружеским визитом.

Еще благодатнее археология подводная. Здесь стока всего можно наоткрывать, аженно в зобу спирает. Потому как в земле ковыряться может каждый, а подводная стихия удел избранных, не всяк туда башку сунет. Зато всякий, кто сунет, – почитай герой. Почти любая находка под водой это открытие, а любое открытие – это почти подвиг. Нырнул, нашел открытие… БАЦ! И ты все равно что Валентина Терешкова. Так что важна для ученого в первую очередь отвага. Ученость уже потом, да и из баллона дышать – дело плевое, каждый может. Надо только спросить у кого-нибудь, чего в рот пихать.

И все же самое важное для НАСТОЯЩЕГО УЧЕНОГО это даже не само открытие, а:

  1. как можно скорее оповестить об открытии все прогрессивное человечество, используя телевидение, радио, прессу и все прочие средства массовой информации;
  2. защитить свое открытие от посягательств завистников и ПСЕВДОУЧЕНЫХ (что практически всегда одно и то же).

Последняя задача наиболее сложна и важна и занимает практически все ученое время НАСТОЯЩЕГО УЧЕНОГО.

Армия НАСТОЯЩИХ УЧЕНЫХ стремительно растет, при этом практически все они одиночки (группируются НАСТОЯЩИЕ УЧЕНЫЕ только на начальном этапе своей ученой деятельности). Встретить в одном месте сразу двух НАСТОЯЩИХ УЧЕНЫХ невозможно (один обязательно окажется ПСЕВДОУЧЕНЫМ)

Псевдоученый — ученый ненастоящий. Получить точное определение ПСЕВДОУЧЕНОГО можно у любого УЧЕНОГО НАСТОЯЩЕГО. У него же можно получить список всех ПСЕВДОУЧЕНЫХ с исчерпывающей характеристикой каждого.

Большой ученый (не всегда высокого роста) – почти всегда с высшим образованием, хотя далеко не всегда в области своих научных интересов. Отличается пытливостью ума, дотошностью и неугомонностью. В момент творческого процесса готов отказаться ради достижения результата от выпивки, женщин, а иногда и денег.

Лирика. Глядючи время от времени на себя в зеркало, я невольно задаю себе вопрос: «Можно ли назвать этого человека ученым?» – и со скорбью замечаю сам себе. – «Нет, нельзя! Нету ни ученой серьезности, ни основательности, ни деловитости». То ли дело Рома! Вы когда-нибудь видели его на пресс-конференции, или когда он дает интервью? Вот это действительно ученый. В такие моменты я иначе как Роман Юрьевич его даже назвать не могу.

Про Рому это добрый стеб, хотя и абсолютно правдивый. Лично я знаю только одного большого ученого в области подводной археологии – Прохорова Романа Юрьевича. Все, кто его знает лично, уверен, со мной согласятся. Это вовсе не означает, что других больших ученых от подводной археологии не существует, просто лично я их не встречал.

Наблюдать за тем, как Рома готовится к нырялке, как он навешивает на себя и раскладывает по карманам рулетки, рулеточки, блокноты, линейки, баночки, футлярчики, инструментики и еще много чего, для меня лично удовольствие.

Если под вами на глубине 8 метров лежит шаланда длиной в 15 метров, и на нее ныряет Рома, чтобы ее обследовать, вы очень сильно ошибетесь, если решите, что он через часик вылезет

Часа два с половиной. Пока он ее всю вдоль и поперек не перемеряет и не зарисует, пока не исследует каждую деревяшку и железяку, он наверх не поднимется. А когда вылезет наверх, разденется, пописает и не успокоится, пока все в тетрадочку ученую не перепишет и не зарисует.

Я пишу эти слова про Рому вовсе не потому, что хочу пропеть ему дифирамбы и водрузить нимб над его головой. Его деловитость, скрупулезная дотошность в мелочах, педантичная обстоятельность доводят меня временами до белого каления, и я начинаю его ненавидеть лютой ненавистью. Полагаю, что он испытывает периодически ко мне аналогичные чувства за мое необузданное раздолбайство и…. Это, меж тем, не мешает нам мирно сосуществовать огромное количество лет. Просто он классный ныряла, и я лучшего партнера не знаю.

Малый ученый (помощник ученого) – переходная стадия в БОЛЬШИЕ УЧЕНЫЕ. М.У., как правило, люди грамотные и увлеченные, но без фанатизма. Ради творческого процесса от выпивки, женщин, а тем более денег отказываться не будут. При длительном пребывании в данном качестве у МАЛОГО УЧЕНОГО часто проявляются склонности к организаторской и публицистической деятельности, и нередко проявляется талант руководителя.

Хорошие помощники ученого (МАЛЫЕ УЧЕНЫЕ) такая же редкость, как УЧЕНЫЕ БОЛЬШИЕ. Они, как правило, либо остаются в помощниках пожизненно, либо становятся АКАДЕМИКАМИ.

Ученый-академик – высшая ступень ученой иерархии (что-то вроде командующего у военных).

Он должен:

  • возглавлять президиумы симпозиумов, конференций, съездов и т.д.;
  • контролировать течение ученого процесса и подготовки открытий;
  • регулярно подписывать ученые труды, издания и открытия;
  • эпизодически награждать своим присутствием наиболее значимые подведомственные ученые «производства» (например, раскопки у археологов).

Ему совершенно необязательно, а иногда даже вредно:

  • самому писать ученые статьи, труды, монографии и т.п.;
  • выступать с докладами на конференциях, симпозиумах, съездах и т.п. (только с приветственной речью).

Экспедиция – собрание людей (один и более), выдвинувшихся за пределы своего жилища на продолжительный срок (более одного дня) с какой-нибудь целью, имеющей общественное значение, и перемещающих при этом груз, именуемый экспедиционным снаряжением (чем больше груза, тем серьезней экспедиция).

Экспедиция всегда начинается с перемещения участников и экспедиционного снаряжения из некоторой стартовой точки в точку проведения экспедиционных работ. В случае подводно-археологической экспедиции данное перемещение чаще всего осуществляется с использованием некоего плавсредства. Если целью вашей экспедиции является затонувший корабль, то плавсредство должно быть одновременно и поисковым судном, и водолазным ботом, и исследовательской лабораторией. А также местом вашего проживания и пропитания. Как любой театр начинается с вешалки, и я бы добавил – с буфета, так и любая экспедиция от подводной археологии начинается с корабля и им же, кстати, и заканчивается (имеется в виду тоже самое плавсредство).

Можно арендовать корабль простенький и дешевый, можно дорогой и комфортный. Можно, если позволяют средства, купить корабль собственный. Выбор, как видите, есть, но он не прост.

Вариант первый – недорогой. Как гласит народная мудрость: хорошо – дешево не бывает. Лично я в нее свято верю. Дай Бог, чтоб не утонули.

Вариант второй – недешевый. Корабли недешевые, обычно комфортные, но менее всего приспособлены к работе, тем более к водолазной и, уж вообще тем более, к подводно-археологической.

Вариант третий – судовладельческий. Как правило, заканчивается тем, что купленный корабль высасывает из вас астрономическую сумму денег и от берега так и не отходит. В итоге вы его либо счастливо продаете за бесценок, либо он вас несчастливо разоряет. Это аксиома. Исключение – вы всю жизнь капитаните в этом регионе, знаете все и всех, корабль – как себя, обладаете коммерческой смекалкой и чувством свободной ниши. На корабле вы живете, и он ваш второй (или первый) дом.

«Что же делать?» – спросите вы.

«Искать!»

Искать, как ищут личного дантиста, мастера-парикмахера, автомеханика-кулибина. Не факт, что найдете сразу, но удача постигнет ищущего. При этом главными критериями отбора должны быть приспособленность корабля к выполнению необходимых вам задач и профессионализм команды и капитана. Помните, капитан и корабль – единое целое.

Лирика. Экспедиция «Тайны затонувших кораблей» большую часть своего времени провела на корабле «РК 311» проекта «Фламинго». Данный проект предусматривает две модификации: гидрографическое судно и водолазный бот. Наш корабль гидрографический, но доделан под водолазные нужды и оснащен современной навигацией и гидролокационным поисковым оборудованием. У него достаточная мореходность и необходимый минимум удобств (камбуз, душ, гальюн, холодильник). Каюты, правда, не одноместные, зато с него удобно работать. Капитан корабля, и он же его хозяин, Андрей Синицын – человек, умеющий и любящий нырять, давно работающий на Балтике, со светлой головой и руками, растущими откуда надо. Корабль этот не самый дешевый и комфортный, зато отлично приспособлен под наши задачи, и, что очень важно, команда знает и умеет работать с водолазами и поисковым оборудованием.

Перемещение в точку проведения работ может быть весьма продолжительным и непредсказуемым. Может быть, вы будете двигаться вниз по Неве и нежиться в лучах ласкового сентябрьского солнца, глядя на скользящие мимо шедевры петровской и постпетровской архитектуры, и размышлять при этом о чем-то глубоко личном, но обязательно прекрасном. А может, будет качать на волнах Финского залива, выворачивая ваши внутренности наизнанку, и вы будете валяться плашмя на своей койке, размышляя уже о человеческой и вселенской бренности.

Любая дорога прекрасна своими неожиданностями и неизвестностью. Каждый раз, поднимаясь на борт корабля, ты испытываешь легкое волнение и восторг, ощущая себя немножечко Колумбом. Смею вас уверить, что чудеса и чудные явления окружают нас постоянно, но в обыденной жизни мы проносимся мимо них, зашоренные своими повседневными проблемами. И лишь вступив на борт корабля, шагнув на дорогу странствий, мы сбрасываем с себя весь этот груз мелочных забот и взираем на окружающий нас мир пылким ищущим взглядом. Пытливый взгляд исследователя открывает вокруг себя скрытые доселе чудеса.

Лирика. Разминаясь во время остановки на набережной Шлиссельбурга в октябре 2006 года, мы замерли, пораженные удивительным зрелищем. На деревянной опоре четырехметровой высоты была установлена стеклянная клетка, в которой сидел живой человек мужского пола. На плакате, прикрепленном рядом, говорилось о том, что данный гражданин залез в клетку добровольно, чтобы попасть в книгу рекордов Гиннесса, намереваясь просидеть в ней на одной воде 50 дней. Крупный мужчина восточной внешности ходил от одной стеклянной стенки к другой, лежал на матрасе, говорил по мобильному телефону, размахивая руками. Незадолго до этого я точно так же стоял перед стеклянной клеткой орангутанга в Московском зоопарке. Лохматая зверюга с огромными сильными ручищами смотрела на меня грустными недружелюбными глазами. В этом взгляде были печаль и снисхождение.

Неспокойные воды Ладоги нещадно мотали наш кораблик, и я поневоле предавался раздумьям, отлеживая себе бока. Колумб, вернувшись из Америки, привез с собой тамошних индейцев. Их выставили в клетках для всеобщего обозрения. Несчастные ужасно страдали в неволе под постоянными пристальными взглядами цивилизованной публики. Прошло несколько сотен лет, и цивилизованный человек сам лезет в клетку, чтобы миллионы глаз, если повезет попасть в «Дом 2», или хотя бы сотни, если не повезет и придется голодать в Шлиссельбурге, смогли круглосуточно наблюдать за его цивилизованным естеством.

Самое интересное в подводной археологии – это конечно работа на объекте, или нырялка. Но объект этот еще надо сначала найти. Ищется он при помощи гидролокатора бокового обзора или попросту ГБО, о котором упоминалось выше. Таскает кораблик на кабеле вдоль морского дна (речного, озерного и пр.) «рыбу», похожую на маленькую торпеду с крылышками, а в каюте сидят, упершись носом в монитор компьютера, операторы (тоже, между прочим, ученые) и следят внимательно за ползущей картинкой дна. Как только заметят на картинке что-нибудь подозрительно интересное, тут же командуют капитану пройтись над этим местом еще раз десять разными галсами, т.е. с разных сторон, пока не убедятся в том, что обнаруженный объект достоин или не достоин внимания. Бывает, что ищется конкретный объект с известными координатами. Точность координат может измеряться квадратными километрами, десятками квадратных километров и более того. От этого зависит время поиска. Оно может измеряться часами, сутками и более. Судно ходит по выбранному квадрату поиска галсами (зигзагами), пока не «пропишет» весь квадрат или не найдет искомый объект. Чаще объект все же находится. Например: пароходофрегат «Олег», яхта шведского короля Густава III «Аврора» или шведский торговый корабль «Архангел Рафаил». Каждый из этих объектов был найден в течение нескольких часов. Поисковое время (как и точность координат) обусловлено достоверностью архивных данных. Бывает, что «прописывается» потенциально интересный район без конкретных известных объектов. Например, русло реки Волхов в районе города Старая Ладога, где было найдено несколько интересных деревянных кораблей.

Лирика. Перечисленные выше находки были сделаны в разные годы в рамках проекта «Тайны затонувших кораблей». Работы на реке Волхов проводились осенью 2006 года. Всей поисковой техникой в нашей команде заправляет Дима Агеев, он же ее создатель и оператор в одном лице. Руководит поисковым процессом и мучает капитана Синицына и Диму Агеева, как и положено, наш научный руководитель, он же Андрей Васильевич Лукошков. Научный руководитель же собирает всю архивную и прочую сопутствующую научную информацию об искомых объектах, облегчающую процесс их идентификации.

Водолазы (это я и Рома) в процессе поиска участия практически не принимают. Единственное, что им доверяется, это постановка буя на объект.

Если же быть принципиально точным, то Рома сам никому эту процедуру не доверяет. Это целый ритуал с определенной последовательностью действий, которому больше подходит название «метание буя». Буй тоже непростой. Это продуманная система, включающая якорь-груз специальной конструкции Романа Юрьевича Прохорова, спецкрепления того же автора, ну и, конечно, сам буй с фалом. Буй должен быть брошен быстро, и попасть точно в цель. После постановки буя точность попадания проверяется несколько раз эхолотом и ГБО. Если есть сомнение, попытка повторяется. Лучше потерять несколько часов на постановку буя, чем нырнуть и не найти объекта.

Обследование затонувшего объекта – проводится с целью определения возможно более точной его конфигурации, конструктивных особенностей, размеров, повреждений и разрушений, расположение его относительно грунта. А также поиск возможного названия или маркировки (в том числе маркировки деталей, узлов и агрегатов), документов или артефактов, способствующих идентификации.

Основными проблемами при обследовании затонувших объектов на территории нашей страны является вовсе не холод, а ограниченная видимость, переходящая в совсем ограниченную, темнота и огромное количество рыболовных снастей (в основном, конечно, сетей).

Далеко не всегда удается с первого раза обойти найденный на дне корабль. Иногда на очистку его от сеток уходит большая часть погружения, даже если ты ныряешь в спарке на маленькой глубине, и обследуемый кораблик небольших размеров. Очистка объекта вовсе не означает, что его легко можно обследовать. Двигаясь на ощупь, или почти на ощупь, необходимо немало времени для составления себе картины и зарисовки того, вдоль чего ты бродишь. Как показывает практика, чтобы получить представление о деревянном суденышке длиной 18-20 метров, набросать схему и сделать замеры, необходимо примерно150-200 минут. Поэтому даже на глубинах до 10 метров без спарки делать нечего.

Лирика. Сезон 2006 года мы завершали работами в нижнем течении реки Волхов. Условия погружений здесь почти идеальные: температура воды +15°C и максимальная глубина 10 метров. Правда, видимость ниже полуметра да сеток, как специально напутали. Зато на дне целый музей деревянного речного кораблестроения. Вы когда-нибудь слышали про деревянные корабли, перевозившие глину? Мы часов пять на него убили, пока поняли, что это такое. Или деревянная «шаланда», симметричная с острыми штевнями. Борта выступают над дном на 10 см. Загружена известняковым плитняком, таким же, из которого построена крепость Старая Ладога. Назначения некоторых кораблей установить так и не удалось, времени не хватило.

P.S. В Питере нас ждали на пресс-конференцию. Наш спонсор «Газпром» регулярно устраивает их по окончании экспедиционного сезона, чтобы наша деятельность была прозрачна, как сейчас модно говорить. А я хочу представить еще двух членов команды, которые, к сожалению, не очень часто выходят с нами в море, но без них осуществление наших планов было бы невозможно: Сергей Налбандов, управляющий материальными ресурсами, и наш продюсер и душа компании Илья Кочоров.

Объем статьи не позволяет подробно и в деталях остановиться на всех аспектах подводной археологии. Этот очерк можно рассматривать как предисловие к будущим фундаментальным трудам.

Текст: Игорь Галайда
Фото: Роман Прохоров, Игорь Галайда

Рубрики: 1(49)2007, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111