Этот необычный архитектор всегда испытывал страсть к океану. Ему никогда не хотелось строить на суше. Такие слова, сказанные о человеке, архитекторе по образованию, могут вызвать удивление.
Конечно же. Жаку Ружери (Jacques Rougerie) приходилось заниматься строительством и на суше, но все его самые заветные мечты «соленые», они посвящены морю. Вот уже более тридцати лет он живет лишь для того, чтобы проектировать и строить в океанских глубинах или хотя бы у поверхности воды.
Помимо людей, для которых мечта — это всего-навсего химера, позволяющая жить в хаосе нашего мира лишь с кривой усмешкой на лице, есть те, кто готов раскрыть секреты завтрашнего дня и создать будущее, не боясь выйти за рамки обыденной действительности. Таким мечтателем и фантазером является и Жак Ружери. Его мечты, перенесенные на бумагу, рождают необыкновенные творения, становящиеся символом единства человека и его страсти. Таких людей, способных реализовывать в жизни свои фантазии, очень мало и в этом мире у них всегда есть над чем работать.
Самым громким и амбициозным проектом Жака станет международный проект «Акваполис» (Aquapolis) — Плавающий город — по обустройству гигантской плавающей платформы, площадью в десять тысяч квадратных метров и высотой в тридцать шесть метров, построенной в 1975 году для выставки вблизи острова Окинава. «Акваполис», как огромный плавучий туристический комплекс, полностью посвященный океану, был укреплен с помощью шестнадцати якорей в порту напротив международного аэропорта в Окинаве. В ближайшие планы по оборудованию «Акваполиса» входит строительство нескольких конференц-залов, медиотеки, отеля на сто номеров и множества ресторанов. Не забыли и о любимом многими японцами зале для оформления браков и специальных помещений для официальных банкетов. Но самая интересная и волнующая часть его будет находиться под водой — подводный ресторан и гостиница на двенадцать номеров, погруженные в чистейшую воду лагуны и укрепленные между поплавками платформы. Посетители смогут отдохнуть здесь, наблюдая за морскими обитателями почти в естественной среде, научиться нырять, а те, кто обладает терпением, смогут насладиться ритмом времен года. «Ведь под водой тоже есть времена года», — рассказывает автор. Жак Ружери уверен, что «Акваполис» станет таким же символом Окинавы, как и статуя Свободы для Нью-Йорка или Оперный театр для Сиднея.
Жак Ружери всегда достигал своей цели. Он жил в мире, который сначала рисовал на бумаге, а затем воплощал в реальности. Именно понимание того, каким будет завтрашний день, и толкает его уже сегодня к созданию самых безумных проектов. Поэтому он и не отказывается от своей утопии. Поэтому и не иссякает, как некоторые могли бы подумать, его вдохновение в прозе будней. Наоборот, кажется, перспектива двадцать первого века пробудила его суматошного гения и немного филантропа. В поисках каких-либо ориентиров и новых источников вдохновения Жак Ружери путешествует по всему миру, встречается с людьми, наследующими традиции, связанные с морем. Он понимает, что для жизни под водой еще недостаточно решить лишь технические проблемы. Он всегда в творческом поиске, он ищет новые решения.
В перерывах между путешествиями и экспедициями по всему миру Жак Ружери живет и работает в Париже на борту небольшого собственного судна «Святой Павел», пришвартованного на Сене у моста Конкорд и оборудованного под его творческую мастерскую. Строгость интерьера в стиле передовых технологий соседствуют с легкой качкой в его кабинете с гигантским полусферическим иллюминатором, за которым в огромном аквариуме, представляющем собой сверхлегкую подводную конструкцию на двадцать тысяч литров, резвятся около пятидесяти осетров. По неизвестной причине этот «пузырь с водой» действует как настоящий магнит, и ни один гость не может оторвать от него глаз. Но энциклопедически эрудированный Жак Ружери помешан не только на морской флоре и фауне. Устроившись в самом сердце Франции, самый морской (как он сам любит говорить) из всех французских архитекторов никогда не нарушал законов моря. Неисправимый романтик с воображением Жюля Верна, произведения которого стали источником его вдохновения и веры в будущее, в своей жизни он руководствуется девизом знаменитого писателя: «Все то, что один человек может придумать, другой способен воплотить в жизнь».
Жизненный путь Жака Ружери — это история океана. Он создает свои проекты подводных сооружений под «знаком воды». Выдающийся архитектор ставит покорение моря в двадцать первом веке на одну ступень с освоением космического пространства. Цель творчества Жака Ружери — участвовать в изучении океана, распутать сложную взаимосвязь человека и морской среды, а также определить пути его слияния с подводным миром. И именно эти устремления постоянно толкают его к проектированию новых подводных сооружений. Его цель — создать новую среду обитания человека. И речь идет не о полном переселении человечества под воду, а просто об его интеграции в морскую среду. Жак Ружери стремится создать особую морскую архитектуру, которая учитывала бы необходимость защиты морской среды с учетом политико-экономической реальности, поэтому он отказался от традиционных приемов. Его работы базируются на законах бионики — трансформации живых форм в архитектурные и строительные, что придает им совершенно новый эстетический стиль. Сегодня Жак Ружери возглавляет большую команду архитекторов, дизайнеров, инженеров, биологов-пейзажистов, моряков и поэтов… Создаваемые им надводные и подводные сооружения с точки зрения современной архитектуры остаются эталонами во всем мире.
О ДРУГИХ ПРОЕКТАХ ЖАКА РУЖЕРИ.
Жак Ружери проектирует и разрабатывает подводные исследовательские станции для ученых. «Галаси 1» (Galathee 1) был его первый подводный дом, введенный в эксплуатацию в 1977 году. Стальной корпус объемом в пятьдесят шесть кубических метров, рассчитанный на давление воды на глубине от девяти до сорока пяти метров и приспособленный для работы четырех-семи человек в течение одной-трех недель под водой. Это отличная подводная станция, созданная для выполнения научных и технологических программ на морском дне.
Затем появился «Аквабулл 1» (Aquabulle 1), использовавшийся в Средиземноморье начиная с 1978 года. Поликарбонатный корпус диаметром 2,2 метра и объемом в два кубических метра был рассчитан для погружения трех человек на глубину в сорок пять метров в течение нескольких часов. Подводная станция была создана для проведения спасательных мероприятий или в качестве промежуточной подводной минибазы для подводных археологических или биологических исследований.
Следующее подводное жилище Жака — «Гиппокемп 1» (Hippocampe 1) было введено в эксплуатацию начиная с 1981 года в Марселе (Франция) и в Канкуне (Юкатан, Мексика). Корпус объемом в двенадцать кубических метров изготовлен из алюминия и рассчитан для выполнения научных исследований на глубине от шести до тридцати пяти метров для двух-трех человек в течение одной-двух недель.
«Акваскоп А8» (Aquascope A8), ставший прототипом для подводной морской лаборатории Карла Стронберга из фильма о Джеймсе Бонде «Шпион, который любил меня», был построен и использовался для выполнения специальных исследовательских подводных программ в двадцати самых различных местах Мирового океана, начиная с 1981 года. Его корпус, изготовленный из алюминиевого сплава и поликарбоната, представляет собой полупогруженный (полуподводный) судно-тримаран длиной в семь метров и шириной 4,4 метра, рассчитанный на восемь человек пассажиров и экипажа.
О том, как возник еще один совершенно необычный проект «Акваспейс» (Aquaspace), рассказывает Жак Ружери: «Я всегда жил мечтой построить большой корабль «Акваспейс», задуманный мной, как парусник для детей всей планеты. Но на жизненном пути нам часто встречаются скептики, пытающиеся убедить нас, простых смертных, в том, что мечты останутся лишь мечтами. Спасибо друзьям за поддержку в этом мире скептиков. Только благодаря их вере моя мечта осуществилась. И вот уже серебристый корабль, совместивший в себе одновременно яхту с парусами и подводную лодку, уносит ваши мечты за горизонт». Aquaspace — уникальное судно, состоящее из парусника и подводной части со стеклянным корпусом, открывающим зрителю панораму подводного мира, был спущен на воду в 1982 году. Чудесный тримаран с двадцатиметровым корпусом из поликарбоната, рассчитанный на двадцать два члена экипажа и пассажиров, уже совершил подводное кругосветное плавание.
Более современная подводная лаборатория «Аквалаб» (Aqualab) построена для океанографических исследований и изучения природных, биологических ресурсов океана. Она начала функционировать, начиная с 1993 года на Окинаве (Япония). Алюминиевый корпус объемом в сорок пять кубических метров приспособлен для работы шести-девяти человек от трех месяцев до одного года на глубинах от двенадцати до сорока пяти метров. Подводная лаборатория создана для выполнения научных исследований по гипербарической медицине и изучения физиологических параметров организма в условиях замкнутого пространства, схожего с длительным пребыванием человека на космической станции.
Будущий проект Жака — подводная деревня, проект, созданный для реализации на Виргинских островах (США) совместно с NOAA и NASA. Восемь подводных домов, сделанных из алюминиевого сплава, расположенные на морском дне на глубинах от тридцати до сорока метров, будут оборудованы всем необходимым для проживания в них от пятидесяти до двухсот пятидесяти человек в течение нескольких недель. Подводную деревню планируется использовать в качестве исследовательской научной станции и базы для подготовки и тренировки астронавтов.
Материал подготовил: Андрей Бизюкин
Перевод: Лариса Немченко
Архивная статья из № 3 (33) за 2004 г.
Метки: Жак Ружери, Наука и технологии, Научные исследования, Плавающий город, Подводная лаборатория, Проект «Акваполис», Расширяя границы...