RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 4(40)2005 » Antarctica. Перейти последнюю границу.

Просмотров: 2 152
Об авторе
Автор статьи:

Antarctica. Перейти последнюю границу.

Антарктида. Этот белый континент постоянно привлекает ученых и исследователей. Ландшафт, как- будто с другой планеты, и миф о необычайной экстремальности настолько увлек Джерома Конена, путешественника и дайвера из Люксембурга, что он организовал захватывающую подводную экспедицию к берегам этой далекой замороженной земли, путешествие, изобилующее открытиями и настоящими приключениями.

Уже несколько дней наша парусная лодка «Котик» отдана на волю волн – мы преодолеваем бесконечно долгий путь назад в Ушуайю, оставляя за собой Антарктический полуостров. На палубе практически невозможно стоять ровно. Так что постоянным занятием всех членов экспедиции стало лежание в каюте. Зато есть достаточно времени, чтобы вспомнить все ключевые моменты этого замечательного путешествия.

09.02.2005 (54° 48.63’ ю.ш. 68° 18.75’ з.д.)
Покидаем край света. Наше путешествие в Антарктику начинается теплым летним днем в самом южном городе мира – Ушуайе, провинция Огненная Земля в Аргентине. Февраль, в южном полушарии лето. Мы, группа опытных дайверов, встречаем Алана Карадеса и его жену Клодин – наших шкиперов и хозяев «Котика», 15-метровой шхуны. Однако перед тем как отправиться в путь, надо загрузить на борт более 600 килограммов снаряжения: теплые костюмы, одежду, объемистое фото- и видеооборудование, дайверскую снарягу, баллоны и компрессор. В результате всего этого пришлось срочно привыкать к жизни в условиях клаустрофобии и хронической нехватки пространства внутри лодки.

Мы попадаем в открытый океан через относительно спокойный пролив Бигля, идем вдоль мыса Горн. Этих мест, известных частыми суровыми штормами и сильными течениями, опасаются моряки. И вот– самая южная оконечность Южной Америки, где встречаются воды Тихого и Атлантического океанов, здесь трагически прервалась судьба многих кораблей прошлого.

Курс – на юг, нам предстоит пройти 1000 километров знаменитым проливом Дрейка к Антарктическому полуострову – конечной цели нашей экспедиции.

13.02.2005 (62° 51.15’ ю.ш. 64° 42.54’ з.д.)
Пролив Дрейка. Противостояние. 5 часов утра. Меня настойчиво будит очередной яростный шторм. Звук волн, ударяющихся в корпус, не способствует сну. Вот уже несколько дней мы в непереносимых погодных условиях: ветер с ужасающей скоростью в 55 узлов, громадные волны, переливающиеся через палубу. Мы вынуждены убрать паруса, продолжая идти на моторе. Боремся с морем, таким неприветливым, и никто из нас не может похвастать пренебрежением к морской болезни…

Несколькими часами позже неожиданно раздается громкий удар судового колокола, каюта заполняется плотным дымом. Двигатель? Это было бы преждевременным окончанием нашего путешествия… Нам повезло, всего лишь взорвалась выхлопная труба; это произошло при блокировании ее отверстия морской водой из-за сильного продолжительного дифферента лодки. Даешь ремонтные работы! Они хотя бы нарушают монотонность течения времени.

В конце дня над горизонтом возникают покрытые снегом базальтовые вершины и ледники островов Брабант и Анвер, предвестников Антарктического полуострова. Это – завершение долгого четырехдневного прохода проливом Дрейка.

17.02.05 (64° 49.67’ ю.ш. 63° 29.61’ з.д.)
Рай и ад. 1 час 30 ночи. Корпус «Котика» потрясает пугающий шум. Долей секунды позже все уже на ногах. Во время шторма айсберг сильно ударил в корму «Котика». Нужно немедленно поменять позицию, айсберг продолжает опасно толкать наше суденышко все ближе к каменистому берегу. Накануне вечером мы привязали «Котика» к камням на берегу с носа и с кормы, думая, что этим сильно обезопасили себя на случай шторма. В результате эта операция чуть не стоила нам жизни: в темноте, под порывами холодного ветра и ревущих волн мы спускаем динги и безуспешно пытаемся ослабить концы и отвязаться от берега. В итоге пришлось отрезать их все. Последующим драматическим маневром наконец удалось отвернуть «Котик» от смертельно-опасного берега.

Алан вновь встает на якорь, но не замечает опасно близкую льдину, появившуюся из темноты – и льдина опять сильно ударяет «Котика» в правый борт. Якорь брошен, ветер все больше наклоняет лодку, киль практически касается дна – ситуация отчаянная… В конце концов, после двух часов борьбы на грани возможного нам удается приподнять киль и выйти из этого ужасного положения.

Следующим утром темное небо раскрывается – и взору является антарктический ландшафт, замерзшая красота, вид, от которого дух захватывает.

Британская база Порт-Локрой на острове Гудьер была построена прямо в центре колонии пингвинов Дженту. Я поражен, насколько пингвины не обращают на нас никакого внимания! Основные обязанности сейчас на базе – это поддерживать ее в законсервированном состоянии, она построена в 1944 году, а сейчас признана историческим памятником, дающим представление об исследованиях Антарктики в прошлом. Между музеем и сувенирным магазином – старая почта.

Берег напротив станции усеян скелетами китов, плотно заселен бесчисленными пингвинами Дженту и синеглазыми бакланами, а также королевскими корморанами, которые гнездятся на камнях. Более того, в первое же погружение видим на мелководье китовый скелет. Здесь, в холодной антарктической воде, время погружения ограничено 30 минутами из-за боли и онемения пальцев. Настройка камеры в таких условиях становится суровым испытанием.

21.02.05. (65° 04.09’ ю.ш. 64° 01.96’ з.д.)
Ветер продолжает дуть... Мы достигаем желанного залива Порт-Шарко. Этот вечер обещает быть особенным – мы получили приглашение на легендарную двухмачтовую яхту «Тара», некогда гордость знаменитых хозяев Жан-Луи Этьена и позже Питера Блейка. Но погода в Антарктике меняется очень быстро. Лишь только мы поднялись на борт в гости, как вечернее небо опять покрывается облаками и приближается следующий шторм. Мы стремительно покидаем «Тару», беспокоясь о нашем маленьком суденышке и зная, что оно заякорено вблизи каменистого берега.

Вот уже несколько ночей мы не смыкаем глаз. Ревущие ветра и шквалы заставляют нас то и дело менять якорную стоянку.

Недостаток сна, давящая узость под палубой, постоянный конденсат на чувствительной аппаратуре и на одежде – все это сказывается на моральном и физическом состоянии команды. Да, мы должны были знать об этом заранее. Разве в путеводителе не упоминалось, что Антарктида – континент экстрима?

23.02.05. (65° 06.39’ ю.ш. 64° 04.62’ з.д.)
Атака морского леопарда. Морская жизнь вдоль острова Плиния оказалась примечательно разно-цветной и разнообразной. Морские ежи, большие красные морские звезды, губки устилают дно. Реже, но встречаются голожаберники, ползающие по каменистому морскому дну, и на мелководье я видел нескольких антарктических рогаток.

Позже днем вблизи лодки появляется одинокий любопытный морской леопард. Приходит легкое волнение. Хотя есть сведения о нападениях тюленей-леопардов на людей, все же хотелось бы понырять или поплавать с маской и трубкой вместе с этим основным хищником антарктических вод.

Морские леопарды названы так из-за их пятнистой шкуры. Они бесстрашные охотники, у них большая голова, напоминающая рептилию, и сильные челюсти. Их основной источник пищи – пингвины, криль и даже особи других тюленей. Обычно в конце летнего сезона они лежат на краю льдины и ждут, готовые схватить первого же юного пингвина, отважившегося опуститься в воду.

Я медленно соскальзываю в ледяную воду, стараясь не отпугнуть животное. В тот же миг леопард приближается, все же оставаясь на расстоянии. Я могу разглядеть его обтекаемое тело с длинными плавниками, созданное специально для скорости и мощи. Некоторое время тюлень, кажется, доволен моим присутствием, но неожиданно ситуация изменяется на противоположную. Чем ближе подбираюсь к леопарду, тем более напряженным он становится. И вдруг неожиданно атакует. В последнем отчаянном движении с помощью подводного бокса мне удается сохранить безопасную дистанцию от его грозных челюстей, длинных клыков, хорошо приспособленных для захватывания жертвы. Пора прекращать дайв и возвращаться назад на лодку.

25.02.05. (65° 06.39’ ю.ш. 64° 04.62’ з.д.)
Хитрости съемки. Заснять пингвинов Дженту под водой оказалась также настоящим испытанием. Первая попытка провалилась – пингвины, возвращающиеся из своего «продовольственного» морского похода, избегают дайверов в мелкой воде, резко меняют направление и всей толпой устремляются к другому месту. Выйдя из воды, они первым делом активно отряхиваются, суша перья перед тем, как направиться к своим голодным, нетерпеливо ожидающим пищи пингвинятам.

Но, в конце концов, нам удалось получить заветную съемку: мы придумали простой ход – оставили работающую камеру на небольшой глубине (примерно по колено) и засняли возвращающихся пингвинов Дженту.

27.02.05. (65° 06.73’ ю.ш. 64° 01.05’ з.д.)
Захватывающий мир льда. С первым утренним светом мы покидаем остров Плиния. Проходим сквозь лабиринт во льду, с бесконечным разнообразием форм, размеров и оттенков синевы. Айсберги постоянно преображаются, их форма непрерывно обрабатывается морем и ветровой эрозией, что приводит к непредсказуемым переворачиваниям.

Мы медленно курсируем к южному входу в Пролив Лемэр, один из наиболее впечатляющих забитых льдом водных путей в Антарктике. Проход всего несколько сот метров в длину, он выдается прямо в море покрытыми снегом отвесными уступами, поднимающимися по обеим сторонам на 1000 метров. С каждым поворотом канала открывается еще более впечатляющий вид, существование такой причудливой красоты трудно даже предположить в реальности.

02.03.05. (63° 52.83’ ю.ш. 63° 33.34’ з.д.)
Впечатления продолжаются. Отдельные льдины, проплывающие на горизонте, с чувством печали сигналят о нашем расставании с замерзшей землей. Я оставляю это место, такое пронзительно красивое и чистое, отличное от всего другого на Земле – непреходящее мистическое впечатление, которое очень трудно будет облечь в слова.

В проливе Дрейка море вновь становится бурным. Как обычно, впереди штормовая погода и волны, перекатывающиеся через палубу. Потом, у мыса Горн, море успокаивается. Альбатросы и буревестники сопровождают наше возвращение в Ушуайю. Я чувствую себя, как будто возвращаюсь с совершенно другой планеты, нетронутой и девственной земли, малый кусочек которой я только что видел.

***

Состав экспедиции: Джером Конен (Люксембург), Паскаль Кобе (Франция), Вик Абен (Нидерланды), Ги Гроссбуа (Франция), Тина Энгельн (Нидерланды).

Имя «Котик» дано в честь маленького Белого котика из «Книги Джунглей» Редьярда Киплинга.
Лодка «Тара» (Tara) имеет историю, богатую событиями. Она построена в 1989 году, ее длина 36 метров, ширина 10 метров, площадь парусов – более 400кв.м. «Тара» приспособлена к плаванию среди айсбергов. Специальная форма днища и усиленный корпус позволяют судну подниматься над паковым льдом, чтобы его не смяло.

Первый владелец «Тары», которая тогда называлась «Антарктикой» (Antarctica), – французский эколог Жан-Луи Этьен, ветеран научных экспедиций в Антарктиду и Арктику. Некоторые из его соратников по тем экспедициям и сейчас на борту, в составе экипажа. В 2000 году под именем «Симастер» (Seamaster) судно служило легендарному моряку Питеру Блейку из Новой Зеландии, специальному представителю ООН, пока его не убили пираты в декабре 2001 года во время экспедиции на Амазонку. После смерти Блейка лодку приобрел француз Этьен Буржуа, он вновь нарек ее «Тарой» и координирует текущие экспедиции.

***

Текст и фото: Jerome Konen
Перевод: Светлана Мурашкина

Архивная статья из № 4 (40) за 2005 г.

Рубрики: 4(40)2005, Архив

Метки: , , , ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111