RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 2(32)2004 » Любите ли вы карты?

Просмотров: 5 808
Об авторе
Автор статьи:

Любите ли вы карты?

Архивная статья из № 2 (32) за 2004 г.

Профессиональным картографам и океанологам карты открывают устройство подводного мира во всем его разнообразии и необычности, в любом аспекте — от геологии до экологии.

«Лишь тебе не дано примелькаться…»

На обзорных картах рельефа дна Мирового океана видно, как континентальные шельфы плавно переходят в материковые склоны, прорезанные глубокими подводными долинами, возникшими под действием мутьевых потоков, желобами и ущельями. Вдоль мощных срединных океанических хребтов отчетливо прослеживаются вулканические проявления, недра планеты извергают раскаленную магму, образуют разломы и сотни подводных гор, высота которых иногда превышает 3000 м. Геологи утверждают, что дно Мирового океана и сегодня продолжает формироваться под влиянием планетарных тектонических процессов, смещений и надвигов огромных плит земной коры, сопровождаемых трещинами и расколами. Глядя на карту дна океана, словно видишь лунную или марсианскую поверхность — те же резко возвышающиеся хребты, глубокие ущелья, округлые конусы вулканов, плосковерхие горы. Это первичный рельеф планеты, сохранивший свой облик лучше, чем на суше, поскольку он не тронут выветриванием и разрушительной водной эрозией, только обволакивается плотным слоем осадков.

Картографическое изображение — великое изобретение человека — позволяет наблюдать то, что человек никогда не увидит в реальности. Географические карты открывают единому взгляду величественную и сложную картину по-особому гармоничного подводного рельефа планеты, распределение теплых и холодных течений, подводные вихри, области скопления хлорофилла и живого вещества, зоны загрязнения. «Приедается все, лишь тебе не дано примелькаться…» — написал Борис Пастернак о море. Эти строки очень точно отражают чувства, с которыми перелистываешь плотные листы морских атласов с голубовато-синими картами океанов и морей. Они будят воображение, словно читанные в детстве романы Жюля Верна и повести Джека Лондона, и влекут к путешествиям и приключениям. Поэтому дети и взрослые так любят рассматривать карты и атласы, прикасаясь к неизвестному, скрытому за линиями, значками и цифрами. Об этом хорошо сказал Стивенсон: «Говорят, что есть люди, равнодушные к картам, но мне трудно в это поверить».

Первые морские карты

Первые карты морей составили древние мореплаватели, еще не знавшие письменности, проявив в этом большую изобретательность. Финикийские, индийские, китайские, японские торговцы и рыболовы вырезали очертания побережий, заливы и бухты на дереве, костях, а позднее рисовали их на шелке и пергаменте. Самой древней считается карта, составленная мореходами Вавилона, ей более 4,5 тысяч лет и она вычерчена на глиняной табличке. А жителям Маршалловых островов для навигации служили «морские карты», изготовленные из раковин, обозначавших острова и закрепленных на каркасе из черенков пальмовых листьев. Положение черенков указывало островитянам фронт морской зыби, поднимаемой господствующими ветрами, и его изменения при прохождении через цепь островов. Именно этот феномен учитывали мореходы, определяя направления на острова, когда они скрывались из вида.

Расцвет морской картографии пришелся на XIV – XVI века, когда в обиход вошли портоланы — особые навигационные карты с очень детальными, порой даже преувеличено подробными береговыми линиями, устьями рек, гаванями и портами. Создатели портоланов — итальянские мореплаватели, позднее испанцы и португальцы, еще не знали картографических проекций и градусной сетки. Они наносили на карты частые компасные линии, содержавшие до 32 румбов для ориентирования и прокладки курса судна. Позднее появились и первые навигационные атласы портоланов. Они использовались для плавания в Средиземном и Черном морях, у побережий Европы и Африки, иногда — в Каспийском море. Кроме набора карт, такие атласы часто содержали навигационные таблицы, календари, справочные сведения по астрономии и астрологии. Портоланы имели художественно выполненные картуши (картуш — элемент оформления карт, украшение в виде щита или полуразвернутого свитка с текстом или другими изображениями) с текстами обычно на латыни, изящные масштабные шкалы (часто в разных системах мер — испанских, немецких, французских милях), декоративные фантастические рисунки и рамки. Сегодня эти старинные произведения высокого картографического искусства и гравировального мастерства приобрели художественную ценность, стали предметом коллекционирования.

В XVII веке, уже в эпоху Великих географических открытий, когда для плавания в открытом океане стали необходимыми картографические проекции и сетки меридианов и параллелей, художественно оформленные и подробные портоланы морей и прибрежных частей океанических акваторий все еще помещались в знаменитые атласы Меркатора, Блау и других великих картографов.

Россия — морская картографическая держава

В России картографирование морей началось в петровскую эпоху, в связи с созданием военно-морского флота, развитием торгового мореплавания и стремлением выйти на берега Балтики, к Черному и Азовскому морям, господствовать на Каспии. Среди важнейших деяний Петра — составление карт берегов Черного моря и входа в Константинополь, берегов Дона. Царь намеревался соединить Волгу и Дон, положив начало проходу из Черного в Каспийское и Балтийское моря.

В XVIII веке над составлением морских карт много потрудились талантливые русские гидрографы (морские картографы) лейтенант Федор Иванович Соймонов и капитан Алексей Иванович Нагаев, впоследствии адмирал и начальник Морской академии. Ему принадлежат многие морские карты и атласы, среди которых подробный «Атлас Балтийского моря с Финским и Ботническим заливами с Шкагерраком, Каттегатом, Зундом и Белтами…», изданный в 1756 году, а также точное изложение методик съемок побережий и камерального составления морских карт. Деятельность Алексея Нагаева «яко доброго зеймана» (моряка) была направлена на создание в России гидрографической службы, зародышем которой стала чертежная, организованная в 1777 году при Адмиралтейств-коллегии для «рисования планов и порядочного их содержания».

Командирам эскадр, отправлявшимся в плавания, коллегия адресовала специальные инструкции по составлению морских карт. Позднее, в связи с плаваниями в открытом океане, появлением новых паровых судов эти инструкции не раз усовершенствовались, получили развитие новые методы съемок и промеров. Карты стали составлять в общепринятой проекции Меркатора (картографическая проекция — это способ отображения земной поверхности на плоскости. В проекции Меркатора и параллели и меридианы изображаются прямыми линиями, перпендикулярными друг другу. Это очень удобно для прокладки курса корабля по прямой. В этом случае локсодромия (линия постоянных углов), необходимая для прокладки курса корабля, — тоже прямая), удобной для решения навигационных задач, содержание карт обогатилось за счет подробного изображения навигационных опасностей: подводных и обсыхающих камней, банок, мелей и рифов. Российские гидрографы впервые составили карты не только российских, но и многих зарубежных акваторий и побережий Баренцева, Средиземного морей, районов Тихого океана, Антарктики и др. Однако эти достижения во многом остались неизвестны не только в мире, но даже и в русском обществе. Виной тому секретность — извечный бич отечественной картографии. Как часто случается, недостатки стали продолжением достоинств. Сильные стороны российской морской картографии — ее государственность и высокая централизация управления привели к секретности, которая ограничила саму циркуляцию гидрографической информации.

В советскую эпоху гидрографические исследования и морское картографирование стали систематическими и получили широкий размах. В стране была создана едва ли не половина всего мирового фонда морских карт. Выдающимся достижением стало создание трехтомного всемирного Морского атласа (1950 – 1963), изданного Морским Генеральным штабом. Идея его создания была высказана еще в 1939 году знаменитым ученым-картографом Юлием Михайловичем Шокальским. Это фундаментальное картографическое произведение по богатству содержания, основательности разработки тем не имело равных в мире и во многом подтверждало статус Советского Союза как великой морской державы. Первый том — Навигационно-географический (создан в 1950); второй — физико-географический (1953); а третий — военно-исторический в двух частях (1958 и 1963). Специальный том — Указатель географических названий. Он по-своему уникален, содержит около 110 тысяч наименований, причем — вниманию компьютерщиков, создателей цифровых банков данных — с точными географическими координатами всех обозначенных объектов, и — вниманию переводчиков — с написанием всех названий в местной официальной форме. Морской атлас — капитальное настольное издание. Его тома имеют размер 50 х 35 см, а весят они все вместе более 20кг. Атлас давно стал библиографической редкостью, и только в славном городе Севастополе в маленьком букинистическом магазине на Морской можно видеть в продаже хорошо сохранившиеся тяжелые тома в толстых темных переплетах. Их за сравнительно небольшую цену приносят на продажу вдовы капитанов советских военных кораблей.

Атлас океанов — картографическая энциклопедия

Этот атлас стал продолжением Морского атласа. Он состоит из пяти капитальных фолиантов настольного формата (46 х 36 см), но построен иначе: 1-й том, изданный в 1974 г., представляет Тихий океан, 2-й — Атлантический и Индийский океаны (1977), 3-й — Северный Ледовитый океан (1980), 4-й — проливы Мирового океана и 5-й — Человек и океан (1996) носит ресурсно-экологический характер. В картах обобщены данные, собранные за всю историю изучения океанов, в том числе по программам Международного геофизического года (1957 –1958), года Международного геофизического сотрудничества (1959), Международного года спокойного Солнца (1964 – 1965). Использованы огромные массивы непосредственных океанографических наблюдений. Состояние водной толщи охарактеризовано до глубин 5000 м., а атмосферы над океаном — до высоты 16 – 18 км.

Карты по каждому океану сгруппированы в семь разделов: 1. История исследования; 2. Дно океана; 3. Климат; 4, Гидрология; 5. Гидрохимия; 6. Биогеография; 7. Справочные и навигационно-географические карты. Каждый раздел содержит пояснительные тексты, а каждый том — подробные указатели названий с координатами показанных на картах объектов. Не станем утомлять терпеливого читателя перечислением всего содержания атласов. Сказанного достаточно, чтобы понять, что это подлинная энциклопедия Мирового океана. Она притягательна для ученых, абсолютно необходима промысловикам, штурманам, капитанам надводных и подводных кораблей, интересна и по-настоящему увлекательна для путешественников. И даже те, кто никогда не будет прокладывать курс, поднимать парус или сидеть на веслах, смогут помечтать над раскрытыми страницами и пройти проливами, надев очки и касаясь водной глади только острым карандашом. Поискать, например, где это «в Макасарском проливе Мэри моя умерла…» — верная подруга капитана Глостера из киплинговской поэмы…

Карты для навигации

Морские навигационные карты предназначены для судовождения, обеспечения безопасности плавания и изучения навигационно-гидрографической обстановки. На них подробно и очень четко показывают береговую полосу, рельеф морского дна, навигационные опасности, грунты, средства навигационного обеспечения, ориентиры, фарватеры и другие элементы — словом, все, что важно для практического судовождения.

Мелкомасштабные навигационные карты (1:5 000 000 – 1:10 000 000) называют генеральными, они предназначены для плавания в открытом море, на значительном удалении «от родных берегов». Для судоходства в прибрежных водах, иногда с полной потерей видимости берега или в сложных навигационных условиях существуют путевые карты (в масштабах 1:1000000 – 1:500000) и частные карты (1:100000 – 1:25000), а для захода в порты, гавани, рейды и передвижения в их пределах — крупномасштабные планы (1:25000 – 1:500).

Морские навигационные карты создают на основе специальных съемок, которые обычно ведут государственные гидрографические службы или военно-морской флот. Карты эти всегда оперативно обновляются, при существенных изменениях они полностью переиздаются, а при небольших изменениях лишь корректируются с впечатыванием новой информации.

Международный гидрографический союз регулярно публикует «Извещения мореплавателям» с описаниями иностранных навигационных карт: их математической основы, систем координат, содержания. Международный гидрографический институт, расположенный в Монако, периодически издает «сводные гидрографические карты мира» в мелких масштабах — 1:35000000 и 1:10000000. Там же сформирован цифровой банк по МНК — Международной навигационной карте. И в этой связи необходимо упомянуть о выдающемся международном проекте — ГЕБКО (GEBCO) — Генеральной батиметрической карте океанов. В 2003 году этому проекту исполнилось 100 лет. У его истоков стояли крупные океанографы Франции, Германии, Англии, Норвегии, Россию представлял Степан Осипович Макаров. Принц Монако Альберт I принял на себя ответственность за организацию и финансирование работ.

За 100 лет карта выдержала шесть изданий. 1-е издание (1903 – 1905) было создано по 18 400 тросовым измерениям глубин, а 6-е издание (1984 – 2003) выполнено уже в электронном виде на основе цифровой базы данных, содержащей свыше 41млн измерений. Карта ГЕБКО — один из самых долголетних и плодотворных международных проектов, переживший две мировые и холодную войну. Это уникальное в своем роде свидетельство научного сотрудничества, сопоставимое разве что с международными проектами освоения космического пространства и несомненно выдающееся достижение мировой картографии.

Немного о картографической грамотности

Замечательный романтик Константин Паустовский писал: «В Риме в Ватиканской библиотеке хранится карта Колумба, по которой он открыл Америку. Вся поэзия движения в неведомое, поэзия плаваний, весь трепет человеческой души, проникающей под иные широты и иные созвездия, — все это как бы собрано воедино в этой карте. Каждый прокол от циркуля, которым мерили бесконечные морские мили, кажется сказочным. Он был сделан крепкой и тонкой рукой великого капитана, открывателя новых земель, неистового и смелого мечтателя, украсившего своим существованием наш человеческий род». Нужно сильно любить и хорошо понимать карты, чтобы так поэтично написать о них.

Сегодня карты прочно вошли в повседневный быт, и на мониторах в капитанских рубках мигают электронные навигационные карты. На них оперативно накладываются данные о синоптической ситуации, получаемые из космоса. Нет нужды мерить циркулем «бесконечные морские мили», потому что координаты судна в открытом море фиксируют глобальные системы спутникового позиционирования, работающие в реальном масштабе времени. Морские геоинформационные системы способны быстро решать самые сложные навигационные задачи, оптимизировать научные исследования и эксплуатацию морских ресурсов, помочь наладить эффективную защиту акваторий от загрязнения. Картографическая грамотность становится нужна, пожалуй, не меньше, чем компьютерная.

Но теперь мало романтически любить карты, надо их знать, понимать, уметь читать и научиться извлекать заложенную в них богатейшую информацию. Одним словом, перефразируя классика, скажем: «Любите карту — источник знаний».

Текст: Александр Михайлович Берлянт (доктор географических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова)
Иллюстрации из архива автора

Рубрики: 2(32)2004, Архив

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111