RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » Путешествия » Страницы истории. «Драхе». Часть 1

Просмотров: 4 917
Об авторе
Автор статьи:

Страницы истории. «Драхе». Часть 1

Коллектив интернет журнала ОКТОПУС благодарит команду WRECK HANTER
и участников форума Tsushima
за предоставленный материал

Новость о том, что в Балтийском море найден затонувший корабль времен ВОВ, появилась  во многих печатных изданиях, на информационных ресурсах в интернете и даже промелькнул короткий репортаж по НТВ, сдобренный несколькими секундами подводных съемок.

А еще раньше появилось сообщение от Вадима Малыша с радостным сообщением: «Это мы нашли! Калининградский МЧС нас позвал на те погружения! Я снимал! Скоро едем!»


Автор фильма Вадим Малыш

Вадимом были отсняты короткие фильмы о первых погружениях на пока еще неизвестный врек, с просмотра которых и начались попытки идентифицировать корабль. Единственное, что не вызывало сомнений на тот момент, было то, что это военный немецкий корабль, погибший во время боя. Корабль лежит на правом боку, орудия по левому борту находятся в боевом положении, оба якоря — в походном положении, что и позволило предположить, что корабль погиб в бою. Вадим дал также фотографию нарисованного приблизительного плана врека, нарисованную участниками первого погружения …на салфетке, и следующую информацию: два гребных винта, сделаны из желтого металла. Перо руля – одно. Капитанский мостик сорван со своего места, возможно, что тралами в послевоенное время: на нем много старых сетей. Теперь он покоится на носовом орудии правого борта. Попытки найти название врека на корме, на борту в носовой части ни к чему не привели (что не удивительно, названия(номера) военных кораблей во время второй мировой войны снимали или закрашивали, особенно ближе к ее концу). Обнаружен скрытый под сетями штурвал корабля. Рынду также найти не удалось, и ни на штурвале, ни на орудиях никакой маркировки обнаружено не было. Ориентировочно ширина 10 м, длина более 60 м.

За  две недели было собрано громадное  количество сведений, давших возможность предположить, что это «Драхе» («Drache» — в переводе с немецкого Дракон):

«Драхе»

Заложен в 1907, спущен в 1908 году в Киле. В Первую Мировую войну — орудийный тендер (артиллерийский учебный корабль). После войны был оставлен в составе Кригсмарене. В период с 1919 по 1921 год выполнял функции минного тральщика. Перестроен и модернизирован в 1936 году: паровые котлы были заменены на паротурбины с передачами, угольные котлы – на дизельные двигатели. Скорость корабля достигла 18 узлов в час.

После начала Второй Мировой войны участвовал в сентябре 1939 года в обстреле Хеля (Польша): 18 и 19 сентября 1939 года — Kepa Oksywska. Сохранилась информация об участии «Драхе» в других операциях.

На борту «Драхе»

Наиболее интересен нам период – весна 1945 года. Согласно последней информации (на январь 1945 года) «Дархе» оперативно подчинен штабу 3-й охранной флотилии (Готенхафен), несущей дозоры в Данцигской бухте и сопровождающей конвои по маршруту Данциг – Либава. Журнал боевых действий флотилии обрывается 31 января 1945 года. На тот момент ориентировочно с 1939 года командиром корабля был капитан-лейтенант Pundt, призванный из резерва в начале войны.

«Драхе» справа

В период с 15-17 марта корабль принимает участие в обстреле советских войск в районе Цигенхагена и Горссендорфа, потом возвращен к Хеле. Весной 1945 году «Драхе» принимал участие в эвакуации войск и гражданского населения из Восточной Пруссии. 9 и 10 апреля 1945 года повреждён огнём советской наземной артиллерии при переходе по Кёнигсбергскому (ныне Калининградскому) каналу. Вновь «Драхе» появляется в отчетах только 16 апреля, когда в составе флотилии вышел к Пиллау для обстрела русских позиций. Последний бой «Драхе» начался утром 18 апреля в районе Данцигского залива. В результате попадания двух бомб корабль начал тонуть, подошедшая канонерская лодка «Соэмба» забрала по крайней мере часть боезапаса и подобрала оставшихся в живых членов экипажа. По разным сведениям на корабле в момент последнего боя находилось 58 (69) человек. Сколько из них осталось в живых выяснить пока не удалось. Корабль погиб под огнём авиации КБФ (Балтийского флота), согласно отчетам о полетах авиации Балтийского флота СССР, наиболее вероятно, что корабль был потоплен самолетами 9-й Штурмовой авиационной Ропшинской Краснознаменной и Ордена Ушакова дивизии, в операции принимали участие Ил-2(ведущий Карлов) и 7 ГШАП. В результате произведенной бомбардировки было потоплено 9 транспортов и военных кораблей противника, в их числе на подходе к Пиллау и учебно-артиллерийский корабль «Драхе».



Большая часть работы была проведена Натальей Ивановой, собиравшей информацию в буквальном смысле по крупицам, наладившей общение с громадным количеством тематических форумов: как русскоязычных, так и англо- и немецкоязычных. Благодаря собранным ею сведениям к моменту отправления у собравшейся команды уже было довольно точное представление, что и где искать: фактически, нашей целью было проверить, что найденный корабль – действительно «Драхе». Главное, все дайверы имели теперь четкое представление о корабле, т.к. Наталья подготовила краткий обзор о нем с приложением всех найденный фотографий и передала их участникам.


Обычно  при сборе в аэропорте главной темой разговоров становится погода на Балтике. В этот раз беда пришла, откуда не ждали: новости сообщали о солнечной безветренной погоде, военных учениях Балтийского флота и приезде Президента Медведева в Калининград (который, кстати, так и не состоялся). Почти вся акватория закрыта на учения, в не зоны доступа оказались и любимый ледокол и давно ждущая подлодка. В Калининграде нас встретили сообщением, что как раз в районе затопления нашего врека установлены учебные мины и несколько минных тральщиков уже готовятся выйти в море. А вот наша надежда выйти в море таяла на глазах.

Готов к труду и обороне

Даже  в Балтийске мы еще ждали новостей. К причалу подошел «Малыш» — небольшой бот Вадима Малыша (Прошу не путать: Вадиком Малышем катер назван «Малышом», а совсем не собственной фамилией!), а потом один за другим катера Калининградского МЧС. Тихоходный «Малыш» с частью команды на борту уже выходит из порта, а мы только собираем снаряжение и грузим баллоны – собираться на катерах довольно трудно и тесно — загружаем снаряжение и,  наконец, выходим в море. Нет, не выходим  — вылетаем! Кажется, надувные борта стремительных малюток даже воды не касаются. Так и несемся наперегонки, подбадривая своих капитанов радостными криками.


Экспедиция экспедицией, а обед по расписанию

Мы  на месте. «Малыш» уже заякорился и бросил буй. Вокруг на горизонте я насчитываю полтора десятка военных кораблей (остается только надеяться, что они случайно не примут нас за учебную мишень, но, кажется, этим громадинам нет до нас никакого дела). А вот стоять на наших легких суденышках менее весело, чем плыть: волны, временами особенно высокие от маневрирующих совсем рядом кораблей, раскачиваю нас как на качелях. В воду мы прыгаем уже с подкатывающими к горлу комками.


В трюме

Табличка с орудия

Задача  ясна – осмотр корабля, расчистка от мидий и донных отложений всех мест, где предположительно могут оказаться любые опознавательные знаки, прежде всего замки орудий, прицелы, надстройка. Я беру свой фотоаппарат и катушку: есть намерение попытаться пройти во внутренние помещения.

Телеграф

Основной штурвал

 

Читать продолжение

Подводная съемка (скриншоты): Вадим Малыш.

Фото: Наталья Старина

Рубрики: Путешествия, Экспедиции

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111