RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 1(37)2005 » Беломорье между сезонами

Просмотров: 2 589
Об авторе
Автор статьи:

Беломорье между сезонами

Белое море имеет множество лиц. Не единожды побывав на его гостеприимных берегах, я не перестаю удивляться изменчивости натуры этого уникального полярного водоема.

То оно радует зеркальной водной гладью, в которой отражаются поросшие стройными соснами розовые гранитные обрывы и ясное синее небо, то покрывается непроглядными холодными туманами, в которых не видно ни зги, то становится свинцово-серым в яростное ненастье, когда короткие злые волны сулят неприятности поморским мореходам. Зимой Белое море в полной мере соответствует своему названию, покрываясь ледяным панцирем и укутываясь белоснежной шубой. Ранней осенью целое пиршество ярчайших красок расцвечивает прибрежную тайгу, и тогда цветовая палитра беломорских берегов приводит в восторг каждую русскую душу.

Но в этот раз я попал в Беломорье в самое глухое межсезонье, в тот короткий промежуток времени, когда природа только готовится к зимнему оцепенению. Это была поздняя осень, самое преддверие зимы. По ночам подмораживало, днем держалась нулевая или чуть плюсовая температура, деревья почти все облетели, листва на березках и осинках сохранилась лишь в тихих, укрытых от порывов ледяных ветров, распадках. При моих ежедневных прогулках с фотоаппаратом утренний иней хрустел под ногами, а низко стоящее солнце озаряло северное приволье призрачным теплым светом. Москва с ее проблемами и суматохой осталась где-то там, а я находился в другом измерении, в другом времени, точнее, вне его…

Вырвавшись на недельку из столицы, я вновь приехал на тихие берега Нильма-губы, в столь полюбившийся мне гостеприимный дайв-центр «Полярный круг». От прошлогоднего зимнего посещения остались самые теплые воспоминания. Никогда до этого мне не приходилось работать в Заполярье в столь комфортных условиях, когда вся технологическая цепочка подледных погружений и быта была столь грамотно продумана и образцово организована. Но в этот раз у меня были небольшие сомнения, обусловленные именно межсезоньем. Я умудрился попасть в дайв-центр между группами организованных дайверов, в тот момент я стал единственным гостем «Полярного круга».

Где нырять? С кем нырять? Как добираться до места спусков? Кто будет страховать и обеспечивать? Все эти вопросы несколько тревожили меня в поезде, ведь поездка складывалась на редкость спонтанно, я к ней специально не готовился. Просто неожиданно выдалась свободная неделя, я собрался буквально за один день, согласовав свое посещение только по телефону. Многие вопросы остались «за кадром», и теперь я немного волновался. Как оказалось – совершенно напрасно.

Отлаженный механизм приема гостей дайв-центра действовал безукоризненно. У подножки вагона на станции Чупа меня ждали. Загрузили нелегкий багаж подводного фотографа в машину, полтора часа дороги в предрассветных сумерках, и вот я в знакомой кают-компании на базе отдыха. Здесь все так же уютно и тепло, только непривычно тихо без деятельных гостей. Но у плиты хлопочет повар Саша, вкусные запахи тревожат обоняние – как раз поспели к завтраку.

При кажущейся тишине база живет размеренной, незаметной для гостя жизнью. Каждый знает свое дело и обязанности, обслуживающий персонал работает четко и слаженно, а управляет жизненным процессом Александр Дмитриев, по-поморски рассудительный, справедливый и хозяйственный.

Все вопросы, тревожившие меня доселе, оказались тут же снятыми. Мне выделили гида-проводника, им оказался знакомый еще по зимней поездке Алексей Бек. Он прекрасно знает близлежащие окрестности и местную акваторию, особенности подводных спусков на разных дайв-сайтах, великолепно ориентируется в погодных приметах, обладает обширными биологическими познаниями – сказывается многолетняя работа на биостанции МГУ, расположенной по соседству. Трудолюбивый и надежный, спокойный и хладнокровный, физически очень крепкий, он опекал меня во время подводных спусков, обеспечивая их с необыкновенным старанием и заботой. За это ему огромное спасибо!

После завтрака меня проводили на плавучий пирс, расположенный в паре сотнях метров в стороне от базы, в удобной заводи с достаточной глубиной, чтобы приливы-отливы не влияли на ритмичность выхода в море. Домики-балки на полозьях, отлично зарекомендовавшие себя зимой на льду, теперь стояли на земле и на пирсе, продолжая служить удобным и комфортным местом для переодевания, облачения в гидрокостюмы и сбора снаряжения. В одном из балков хранятся резервное подводное оборудование и экипировка, инструмент и хозяйственный инвентарь. Мощный компрессор с внушительной батареей стальных баллонов разместился на самом пирсе, к которому привязаны и надувные моторки, «вооруженные» мощными «Ямахами». На тележке, влекомой минитрактором, Алексей доставил мое увесистое оборудование к пирсу.

Собрав снаряжение и облачившись в балке в сухой гидрокостюм, прихватив подводную фотоаппаратуру, я с удобством разместился в зодиаке, Алексей повернул ключ зажигания, и мы помчались по спокойному морю навстречу приключениям! Первый спуск решили провести у островка Большой Крестовский, в нескольких десятках метров от которого под водой над дном возвышается огромная гранитная скала, сплошь покрытая водорослями, колониями актиний, губками и прочими обрастаниями.

Это настоящий оазис жизни и любимое место для погружений многих подводных фотографов и видеооператоров.

На поверхности место заботливо отмечено буйком. Привязав к нему лодку, Леха помог мне собраться. Сегодня задача простая – проверить подводное оборудование и съемочную технику, восстановить навыки работы в «сухаре». Свалившись за борт, я тщательно обжался и заскользил вниз вдоль ходового конца, контролируя плавучесть и работу дыхательной аппаратуры. Вот и дно.

Глубина 15 метров, довольно темно. Где скала? Устроившись на каменистом дне рядышком с валуном, к которому привязан буек, я на минуту прикрыл глаза, чтобы они адаптировались к густому сумраку. Солнце в этот сезон и в этих широтах, несмотря на полуденное время, поднимается очень невысоко над горизонтом. Вдобавок, сегодня облачно, так что придется смириться с недостатком света, впрочем, это обычное дело на Севере. Открыв глаза, я тут же обнаружил каменную громадину в десятке метров от себя. Гигантским исполином возвышалась она над темным дном, не доставая вершиной до поверхности лишь 3-4 метра. Довольно высокая для Беломорья прозрачность воды, обусловленная малым количеством планктона в это время года, позволяла неплохо ориентироваться в подводных «угодьях», несмотря на плохую освещенность.

Я поплыл к знакомой расселине в скале, где, как помнится, любили собираться небольшие водорослевые крабы – хиасы. Здесь темнота сгустилась еще больше, и я включил «pilot»-свет, закрепленный на фотобоксе. Вспыхнули яркие краски – это море показало истинные цвета своих глубинных обитателей. Ярко-красные, желтые, зеленые губки, розовые и иссиня-черные створки моллюсков, насыщенные рыжие и голубоватые пузатые асцидии, лиловые и бордовые щупальца мелких актиний сплошным ковром покрывали поверхность скалы. Среди всего этого цветного великолепия с достоинством восседали зеленовато-соломенные крабики. Я неторопливо и обстоятельно, стараясь не замутить воду, начал снимать морскую живность. Лишь яркие всполохи света от блицев и лязг затвора широкопленочного «Салюта» нарушали ее покой. Вся техника работала великолепно, и я с удовлетворением поднялся на поверхность.

Вернувшись на базу, а это заняло не более пяти минут на быстроходной моторке, и переодевшись, мы скоро с удовольствием утоляли разгулявшийся аппетит плотным обедом. А вечером нас ждала натопленная баня с березовыми вениками, уютная кают-кампания с телевизором, коллекцией видеофильмов и небольшой библиотечкой. Дни полетели своим чередом. Подъем, завтрак, прогулка с фотоаппаратом по окрестностям, выезд на погружения, обед, повторная «нырялка» или сухопутный «фотомаршрут», баня, ужин, крепкий сон. Дайв-сайты менялись с периодичностью, определяемой нами самими. Мы поныряли и на мелководье, среди россыпей морских звезд и зарослей пузырчатых фукусов, и в роскошных ламинарниках, в режиме дрифта, влекомые приливными течениями, и на таинственных склонах уединенных банок, где в абсолютной темноте над грунтом возвышаются ажурные «соцветия» мягких кораллов-альционарий. А гранитная скала стала любимым «фотополигоном», преподнося все новые биологические находки и фотографические сюжеты.

Закончилось, как всегда, все неожиданно. Вдруг настал день отъезда. Пора возвращаться в Москву, в цивилизацию, то есть в вечные проблемы, хлопоты, людскую давку, автомобильные пробки… Как сказал поэт: «…В суету городов и в потоки машин»… Но как замечательно, что есть на этой планете места, где жизнь течет по патриархальным законам и природному календарю, куда можно возвращаться раз за разом, отдыхать душой и телом, насыщаться природной энергией, дышать чистейшим воздухом, получать новые творческие идеи и воплощать их на пленке и бумаге. И одно из таких мест – Беломорье.

Текст и фото: Александр Аристархов

Архивная статья из № 1 (37) за 2005 г.

Рубрики: 1(37)2005, Архив

Метки: , , , , , ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111