RSS
fb
vk
tw
yuotube
12+
Главная » 5(41)2005 » Норвегия

Просмотров: 3 984
Об авторе
Автор статьи:

Норвегия

Людям свойственно ошибаться. Дайверы, как известно, тоже люди и тоже подвержены заблуждениям. Одно из них – о том, что дайвинг везде одинаковый и различные места для погружений отличаются друг от друга только температурой воды и разнообразием подводных обитателей и ландшафтов (о таких мелочах, как географическая удаленность выбранного для погружений уголка Земли или стоимость поездки, никто, понятно, не говорит).

Однако совсем недалеко от северных границ нашей родины есть место, попав в которое, вы навсегда измените свои представления о дайвинге. Это – город Киркенес в королевстве Норвегия, у самого синего (пардон, Баренцева) моря, а точнее – небольшой дайв-центр, которым владеет молодой и чрезвычайно дружелюбный норвежец Ларш Петер. Несколько лет подряд мы ездили туда, каждый раз с удовольствием открывая для себя новые аспекты дайвинга в холодной воде. Тех же счастливцев, которые оказываются в Норвегии впервые, ожидают самые настоящие потрясения. Выясняется, что вода в Баренцевом море – холодная. Очень холодная. Даже летом у поверхности ее температура не поднимается выше 6-8 градусов, а метрах на тридцати катастрофически падает до 1,5-3. В первые же минуты под водой дайверы, вне зависимости от снаряжения, опыта и личного мужества, синеют, коченеют и начинают с тоской думать о полнолицевой маске и шерстяных носках. Но очень скоро неприятные ощущения отходят на второй план, так как вы начинаете замечать другие отличия дайвинга в холодных морях. Во-первых, это окружающий непривычный пейзаж – царство холодных цветов и крупных форм. Вода – не голубая, как на Мальдивах или в любимом бассейне, а насыщенного, холодного серо-зеленого цвета. Во-вторых, водоросли – зеленые или бурые, большие маты нитчатки, похожие на изрядно потрепанные коврики, или заросли ламинарии – морской капусты, которая до того как стать богатым йодом продуктом питания, успевает вырасти до нескольких метров, образуя эффектные чащи. И, естественно, ни одного видимого невооруженным глазом коралла. Изредка попадающиеся на пути рыбы мрачны, недружелюбны и абсолютно не похожи на привычных ярких тропических.

Но вскоре вы перестанете смотреть по сторонам и расстраиваться из-за ограниченной видимости, так как дайв-гид покажет вам цель погружения. Например, рэк.

Рэков в Баренцевом море много. В основном это военные и послевоенные корабли и самолеты различного происхождения, в массе своей очень хорошо сохранившиеся.

В холодной воде, под толстым слоем ила металл и даже дерево сохраняются достаточно долго. Поэтому, покопавшись на палубе какого-нибудь военного корабля, легко можно извлечь на свет боеприпасы в практически идеальном состоянии и прочие артефакты. Иногда находки оказываются совсем уж неожиданными. Так, на сравнительной большой глубине, начиная с 50 метров и больше, лежит немецкое транспортное судно, затонувшее во время войны. В свой последний рейс оно перевозило лошадей, но было затоплено, и теперь все, что осталось от груза – это подковы со свастикой и датой – «1943 год», лежащие на палубе. Стоит только помнить о том, что все находки лучше оставлять на месте, дабы не уподобиться мародерам, которых и так достаточно много в последние годы.

Несмотря на кажущееся запустение, многие реки вполне обжиты рыбами и беспозвоночными. Среди последних незабываемое впечатление производят заросли гигантских белых актиний. Один из таких «садов» есть на затонувшем немецком сухогрузе «Йоган Фальм Баум», лежащем недалеко от дайв-центра. Актинии там растут «вниз головой», свисая с одной из палуб пушистым белым пологом, который шевелится от движения воды и испуганно съеживается от человеческого дыхания.

Правда, не все обитатели рэков неподвижны и пугливы. Под крылом американского военного самолета, подбитого немцами в 1943 году и лежащего на глубине 18метров, живет огромная зубатка. Найти эту эффектную полутораметровую рыбу легко по кучкам поломанных раковин моллюсков, которые она с легкостью разгрызает, обедая у себя в норе. Перед погружением дайв-гид обычно предупреждает, что обижать живущих в рэках зверей не стоит, но одного взгляда на зубатку достаточно, чтобы понять, что уж она-то точно не даст себя в обиду.

Вообще, погружение на затонувшие объекты в холодных водах – занятие далеко не для каждого. Толстый слой ила, покрывающего все доступные поверхности, заставляет быть максимально осторожным. Так иногда одно неверное движение ластами приводит к тому, что дайвер оказывается в совершенно непрозрачном илистом облаке, что, с учетом и без того ограниченной видимости и недостатка света, может вызвать изрядные трудности. Сухой костюм также не добавляет движениям пластичности. Правда, с видимостью и светом в Баренцевом море плохо всегда. Дайверский сезон там длится всего четыре месяца – с середины мая по середину сентября, но даже в это время видимость портят сначала талые воды, которые перемешиваются с соленой водой, потом – планктон, начинающий размножаться с наступлением теплых дней. Плотная темная вода пропускает довольно мало света, поэтому обычно глубина погружений бывает не больше 20-30 метров. Любители экстремальных ощущений, рискующие спуститься ниже, очень быстро оказываются в царстве вечной ночи и лютого холода – с последними лучами солнца пропадают и остатки тепла.

Однако и в этих малоприятных условиях есть жизнь, достойная самого пристального внимания. Именно оттуда, из глубины, поднимаются раз в год на нерест камчатские крабы. В Баренцевом море они появились сравнительно недавно. В 60-х годах прошлого века около сотни взрослых особей и полтора миллиона личинок камчатского краба было перевезено с Дальнего Востока на север с целью дальнейшей адаптации. Крабов выпустили, после чего они благополучно пропали. В течение нескольких лет на ожидаемых глубинах не было обнаружено никаких следов этих гигантских членистоногих, и эксперимент был признан неудавшимся. Однако спустя некоторое время крабы неожиданно вернулись. Приспособившись к новым условиям обитания, они с удовольствием плодятся, уничтожая на своем пути все живое. Русские и норвежцы начали массовый промысел, а позднее стали показывать крабов дайверам – наряду с затонувшими кораблями камчатские крабы стали одной из главных достопримечательностей Баренцева моря.

И действительно, ради этого зверя стоит залезть в ледяную воду. Во время нереста крабы полчищами поднимаются ближе к поверхности. Звери, размах ног которых достигает полутора метров, одетые в броню, едят, спариваются и дерутся, занимая огромные пространства морского дна.

Подводный экстрим в Норвегии приятно оттеняется пребыванием на суше. Дайв-центр Ларша небольшой, в свое время он построил его из двух вагончиков, но чрезвычайно уютный. Интерьеры, отделанные натуральным деревом, замечательно гармонируют с окрестной скандинавской природой. Каждый день заканчивается баней – только так можно привести в чувство насквозь промерзших дайверов. Баня построена на самом берегу моря, и, конечно же, не стоит отказывать себе в удовольствии после сауны прыгнуть в ледяную воду – главное, постараться в прыжке прикрыть все стратегически важные части тела – в Баренцевом море живет медуза цианея арктика, обладающая очень длинными щупальцами и оставляющая пренеприятнейшие ожоги.

Очень многие, приезжая нырять в Норвегию, планируют питаться только крабами – однако уже на третий день столь вожделенное в теплых краях крабовое мясо перестает вызывать радость. К счастью, хозяин дайв-центра предусмотрел и это – его кухня разнообразна, так что вездесущие крабы приятно разбавляются такими традиционными норвежскими, но при этом вполне экзотическими для среднестатистического славянина блюдами, как лосятина с брусничным вареньем, медвежатина, рагу из кашалота и прочие прелести.

Любители активного отдыха могут развлечься морским рафтингом на восьмиметровых зодиаках, который гостеприимный Ларш предлагает всем желающим. Рафтинг обычно длится до первой крови, так как хозяин лодки не снижает скорость без просьбы дайверов, а какой же русский не любит быстрой езды?

Мокрых и усталых после дайвинга или рафтинга дайверов иногда завозят по дороге домой в укромную бухточку, где стоит небольшой индейский вигвам – на полу навалены оленьи шкуры, а в центре стоит очаг, на котором готовится замечательный суп из оленины, после которого по телу разливается приятное тепло, а воспоминания о холодной воде и пронизывающем ветре на берегу отходят на второй план.

Прибавьте ко всему перечисленному окрестные леса, полные грибов и ягод, гостеприимный персонал, красивейшие фьорды, особенно эффектные в непогоду – и вы получите незабываемое путешествие, запись о котором в вашем лог-буке долго еще будет вызывать завистливые вздохи друзей-дайверов, не вылезающих из теплой воды.

Текст и фото: Вадим Зверев
Литературная обработка: Мария Зубаха

Архивная статья из № 5 (41) за 2005 г.

Рубрики: 5(41)2005, Архив, Путешествия

Метки: , , , , ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

  • Календарь мероприятий

    Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites
Поддержать сайт на DIVEtop.ru :
1111111111111111