RSS
tw
yuotube
12+
Главная » Путешествия » Отчеты » Поездка в северную Карелию и на Баренцево море, Август 2009

Просмотров: 4 124
Об авторе
Автор статьи:

Поездка в северную Карелию и на Баренцево море, Август 2009

Идея такой поездки возникла давно. Еще лет 5 назад, когда я провел в Карелии 11 дней отпуска, путешествуя на автомобиле со своими друзьями и посетив Валаам и Соловки, захотелось глубже окунуться в местную природу, побыть подальше от населенных пунктов, понырять в красивых необычных местах, порыбачить и поохотиться под водой. Однако остальные члены нашей команды не разделяли моих пристрастий, да и сам я не был тогда готов к подобному ни теоретически, ни технически, поэтому скуба, которую провез через пол Карелии, так и осталась не распакованной. Планы зрели и обретали очертания 4 года, когда, наконец, год назад, оставшись в очередной раз неудовлетворенным от летнего отпуска, были предприняты первые шаги – начал поиск напарников. Никто из знакомых/друзей/родственников горячего энтузиазма не проявил. Все, чего удалось добиться  — это туманные заверения, что к лету будет видно, что меня категорически не устраивало. На этот раз мне нужны были настоящие увлеченные фанаты, разделяющие мои настроения. Интернет – великая вещь. Просмотрел кучу отчетов о разных поездках на дайвинг и подводную охоту в Карелии, меня больше всего впечатлил фотоотчет одного подводного охотника из Минска.  Время быстро шло, и в мае этого года я понял, что, если резко не начать подготовку, планы в очередной раз останутся нереализованными. Списавшись со Славой, чьи фотоотчеты меня так привлекли, и несколько раз поговорив по телефону, почувствовал, что нашел именно того напарника, которого искал. Параллельно учился на дайверский сертификат SSI, так как планировалось нырять как самостоятельно со своей снарягой, так и в местных дайв-центрах. В общем, не хотелось ударить лицом перед местными дайверами. Считаю, что очень повезло, так как я попал к Саше Петрову. Спасибо тебе, Саша, за науку, советы и снарягу. В ходе многократных обсуждений был разработан первоначальный план: неделя на островах Топозера, день в заповеднике Панаярви и еще неделя на островах в Белом море. Были мысли насчет Баренцева моря, но у всех были сомнения, успеем ли, да и никто толком не знал, что там. Все изменили фото и видео, которые показал Саша Петров. Мы должны это увидеть своими глазами, сомнений больше не было. Окончательный совместный план выглядел так: 3 дня на островах Топозера, день на Белом море в питерском дайв-центре Нереис и 3-4 дня в Териберке на Баренцевом море. Собственно этот план мы и реализовали.

Поездка

Участники:

• Саша (Москва)
  • Денис (Москва)
  • Слава (Минск)
  • Дима (Барановичи)

День 1,2,3

Старт из Москвы – 3 августа, белорусы пересекли российскую границу на день позже нашего выезда из Москвы, потеряв день из-за большого приключения на российской таможне. Все три дня ехали, нигде не останавливались, проехали около 1700 км. Да, медленно. Но выехали 3-го в обед, плюс потеряли время на трассе, заехав в Петрозаводск на срочный ремонт авто, и один раз сбились с курса под Волховым. Все ночевки в палатках, погода прохладная, тучи, но дождей не было. Дорога приличная до Петрозаводска и чуть дальше километров на 100-150 в сторону Мурманска. Дальше примерно от Кондопоги до поворота на Лоухи идет дорога ПЛОХАЯ. Лично я ехал в режиме 50-70 км/ч, хотя авто с местными номерами развивали скорость на 10-20 км/ч больше, но мне было жаль моего стального коня, и я ехал медленнее. В первый день в Лодейном поле нас первый раз тормознули на посту для проверки документов. Проверка показала, что мое ОСАГО уже как недели 2 просрочено. ДПС над нами посмеялось и дальше, не поверите, инспектор сказал, что деньги нам видимо самим понадобятся, поэтому он выпишет штраф только на 100 руб. После этого мне был предложен местный телефон в помещении поста ДПС, а также сообщен телефон Росгосстраха. Подобного гуманизма со стороны владельцев полосатых жезлов мне не приходилось встречать за все 15 лет моего водительского стажа. К слову сказать, качество северных дорог частично компенсируется низкой численностью экипажей ДПС на дорогах и их адекватным отношением к иногородним машинам. Мы ехали с флагом на крыше, что привлекало массу внимания, но даже на постах к нам без дела не придирались. Только один раз перед поворотом на Пяозерский нас остановили и я узнал, что езда с выключенными фарами на трассе стоит 100 руб. До этого меня пару раз предупреждали, но так не крохоборничали. Однако, жаль карельских гаишников: на этих дорогах скорость не превысишь, даже при большом желании, а так как дороги там в основном прямые и хорошо просматриваемые, то и вторая «кормушка» — сплошная линия — не работает. От Петрозаводска до Мурманска и обратно видел только 3 авто.

ДПС, уныло стоящих на обочине в совершенно неперспективных местах. Раз уж начал про ДПС, то закончу мысль. Если после Петрозаводска их мало, то до Петрозаводска стоит куча видеорадаров. И тут уж либо 90-100 км/ч всю дорогу, либо запасайтесь соответствующими девайсами. Мы, к счастью, были хорошо экипированы и все ловушки успешно обошли.  В конце третьего дня примерно в 5 часов мы сворачиваем с трассы в сторону пос. Пяозерский, через 10 км пересекаем реку Кереть, ставим лагерь и ждем белорусов. Денис не выдерживает и решается на первый дайв. Не успевает он погрузится, как ко мне подходит седовласый мужчина лет 55 в компании 2 подростков и предлагает познакомиться, протягивая красные корочки из которых узнаю, что имею дело с местным представителем Рыбнадзора. Представитель тыкает пальцем вверх, и на высоте метров 7 я обнаруживаю небольшую табличку, где содержится грозное предупреждение, что здесь рыбу ловить нельзя, вообще нельзя, никаким способом. Заверяю представителя, что нас кроме дайвинга вообще ничего не интересует, представитель удаляется. В этот момент появляются наши белорусские друзья. Историческая встреча, наконец-то. Не успеваем начать разговор, снова появляется Рыбнадзор. Завязывается беседа, мужик хороший, признаемся, что у всех подводные ружья и удочки. Мужик дает совет, где лучше поохотиться и выдает ошеломительную новость – в Карелии с этого года подводная охота запрещена. Как я понял, охотиться можно только в небольших изолированных озерах. Но на Топозере, куда мы направляемся, запрещена!!!  Что ж, не привыкать, не для того мы проехали по 2000 км. Разбиваем лагерь, знакомимся, ребята хорошие, ну и дальше по русской и белорусской традиции … Короче вечер прошел за приятной беседой.

День 4

Утром выдвигаемся в сторону населенного пункта Софпорог, это 20 км не доезжая до Пяозерского. К 11 нас ждут друзья Славы, чтобы забросить нас на лодках на острова Топозера. Всего 100 км, но километров 70 грунтовка, не лучшего качества. В общем, средняя скорость -35, максимум 40.

Мимо нас проносится колонна из 10 московских джипов на скорости километров 70. Внедорожники явно подготовлены для таких поездок, мой так не способен. Почувствовав друг в друге родственные души путешественников, машем друг другу руками, глотаем пыль, едем дальше. Добираемся часам к 12. В Софпороге первый раз почувствовал, в какой глуши мы оказались. Нас встречают Света и ее муж финн Вело (сори, если неправильно написал, мне так послышалось).

Грузимся на лодки, оставляем тачки бабушке с флагом, выходим на лодках в Топозеро. По дороге пытаемся немного рыбачить, но безрезультатно. Через час добираемся до острова, начинается наша робинзонада. Остров сказочный, место для лагеря идеальное, вокруг камни, песчаная коса, сухое чистое место, никаких комаров. А природа? … судите сами, выкладываю несколько фото, чтобы было понятно. Это без комментариев. Света и Вело уезжают.

Вечером первая рыбалка, расчехляем удочки и спиннинги. Хариус выпрыгивает из воды, пытаясь поймать мошкару, клюет хорошо, на фото первый улов за пару часов. Понимаем — рыбы здесь много. Вечером ныряю с ружьем, но безрезультатно, лучше на удочку. Коптим и пробуем первую партию. Вкусно.

День 5

Слава с Димой начинают этот день с ночной охоты. На фото их трофеи. Проснувшись утром, понимаю, что рыбы у нас много,  и, похоже, питаться мы будем только ею, а консервы, крупы и макароны вернутся в Москву нетронутыми. Так и получилось. Днем осуществляем поисковые работы по просьбе принимающей стороны в районе, где утонул человек, кое-что находим, но это уже не для отчета. Пытаюсь нырнуть со своим АВМом, из второй ступени поступает вода. На берегу разбираю вторую ступень, выясняю, что порвана мембрана. В качестве заплаты используем Славин презерватив, клеим. Теперь порядок, можно нырять. Белорусский презерватив с честью выдержал две нырялки и не порвался. Добавлю, что Слава серьезный семейный человек и презервативы с собой возит не для прямого назначения, а выполняя требования белорусских гаишников (эта штука должна быть в аптечке). Видимо так поощряется безопасный секс на дорогах.  Вечером снова рыбалка на удочку и снова много рыбы к нашему застолью.

День 6

Долго спим. После обеда выдвигаемся в новый район поисков, новые находки. Рыбу больше не ловим, хватает, да и некогда. Пока мы ездили, Дима в одиночку делает полевую баню. К нашему возвращению все готово. Для нас с Денисом это был первый подобный опыт, который стал, пожалуй, одним из самых ярких воспоминаний. Спасибо тебе, Дима, для меня это была лучшая баня на моей памяти.

День 7

Встаем рано, с грустью готовимся покинуть наш красивый остров. Но есть проблема. До острова добирались с комфортом на двух лодках, а обратно у нас только одна, совсем мало бензина, плюс волнение на озере, к тому же телефоны ни у кого не работают. Каким-то образом умудряемся втиснуть весь наш скарб и влезть в лодку. Отходим, волна сильно бьет в борт, нос задирается, навигатор показывает, что больше 12 км/ч не разогнаться. А надо больше 20 иначе бензина не хватит. Сажаем Дениса на нос, накрываем дождевиком, переносим вещи с кормы ближе к носу, пробуем снова, получилось, скорость 25. Но волна поднимается, скорость снова падает, жмемся к берегу, Денис на носу принимает хороший душ. В итоге успешно прибываем в Софпорог к обеду. Перегружаем снарягу в автомобили и разделяемся. Охотники остаются, чтобы поохотиться на местной речке, а мы с Денисом выезжаем в Нереис. Опять 70 км грунтовки плюс еще 30 до мурманской трассы, 20 по трассе до поворота на Чупу (ехать в Нереис можно и через Лоухи, но через Чупу дорога лучше), далее 15 км до Чупы и снова 40 км относительно неплохой грунтовки до Нереиса. Доезжаем, встречаемся с местным дайв- инструктором Сашей Чернобельским и капитаном одного из корабликов – Мишей. Узнаем распорядок на завтра и отъезжаем в ближайший лесок, чтобы поставить палатку и расположиться на ночлег. Места в Нереисе были, хотя по телефону за 2 недели мне сообщили, что мест до сентября нет, но мы выбрали палатки, о чем я сильно жалел уже пару часов спустя. Дождь, тучи комаров и необходимость тащить вещи на какую-то гору, где было более-менее приличное место, сильно подпортили настроение.

День 8

Утром, встретившись с подъехавшими Славой и Димой, выдвигаемся к причалу Нереиса, откуда в 10 часов должны отойти два судна с дайверами. Присоединяемся к группе питерцев на одном из судов, отходим. Для справки дайвинг в Нереисе стоит 2000 руб. и включает в себя 2 погружения на разных сайтах, соответственно, трансфер до них, баллоны, груза, чай, кофе бутерброды между дайвами и горячий обед. Вроде как должен быть еще и инструктор на судне для инструктажа и организации процесса, но у нас не было, Саша Чернобельский ушел на другом корабле. И длится такой выход в море почти весь день примерно с 10 до 17-18. У нас было так. Номер в Нереисе, который называют каютой, стоит 2200 руб. с человека в день. Пока выходим из Кандалакшской губы, наблюдаю, что берега достаточно плотно оккупированы разными байдарочниками и прочими туристами. Первый дайв-сайт располагался на выходе из Кандалакшской губы возле небольшой скалы, достопримечательность – «грядки» актиний, вроде как много их там, но мне показалось мало, хотя может не там нырял. Выяснив, что инструктажа и гида не будет, начинаем нырять. Охотники уплывают первыми, следом отправляется Денис, я остаюсь, так как регулятор и компенсатор у нас один на двоих, а Нереис в аренду снарягу не дает. Теоретически что-то дает, но у нас не получилось. Питерцы 6 человек упаковываются около часа. Через полчаса после старта к кораблю подплывает Слава, и я в первый раз вижу, как выглядит зубатка. Слава доволен, один из важных пунктов программы выполнен. Денис возвращается, ныряю я. Пытаюсь фотографировать на свою цифровую мыльницу, спрятанную в непромокаемый бокс, но ничего не получается, слишком темно, фото получаются размытыми. Вода в Белом море очень темная, опускаешься в темноту, возле дна прозрак метров 5-6, температура на поверхности градусов 14-15 на 25 градусов 8. Обязательно нужен фонарь, возле скал на 15 метрах видно без фонаря, но глубже на 25-ти уже вечный мрак, хотя фонарь пробивает, но там не очень интересно. Песок редкие камни, немного крохотных актиний. Поплавав в темноте минут 20 и потеряв направление, всплыл, подгреб к скале и снова погрузился на 25 метров. Минут через 20 произошло ЧП. В первый момент было ощущение, что плеснули кипятком в лицо, резко ухудшилось зрение. Аварийное всплытие, выдыхаю, воздуха в компенсаторе много, стравить не успеваю, вылетаю из воды как пробка – по пояс. Задаю себе вопрос, что это было? Начинает сильно чесаться голова и руки. Начинаю мандражировать, о похожих симптомах доводилось читать в умных книжках. ДКБ или нет? Спустя часов 5 уже на берегу обсудив с Сашей Чернобельским все обстоятельства приходим к выводу, что произошло тесное знакомство с местной медузой, все остальное аллергическая реакция. В общем, обошлось, но стоило нервов и во втором дайве я не поучаствовал. А второй дайв был на затонувший катер, который лежал метрах на 15. Кстати никто из дайверов так его и не нашел и лишь охотник Дима сумел его найти и осмотреть. Вернувшись на базу и очень вкусно поужинав в Нереисе, разбили лагерь, заснули. В целом впечатления от Нереиса самые положительные, особенно от людей с кем приходилось иметь дело. Дальше нас ждало Баренцево море.

Продолжение истории

Текст: Alexander Cherkasskih

По сообщению «Diver-ski.ucoz.ru»

Рубрики: Отчеты, Путешествия

Метки: ...

СВЕЖИЕ КОММЕНТАРИИ

система комментирования CACKLE

• Календарь мероприятий

Нет предстоящих мероприятия в указанный период времени.

Дайвинг - рейтинг DIVEtop WebDive. Top100 DiveLIST.ru Рейтинг лучших дайв-ресурсов рунета. Top100dive - most popular diving websites